Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Турецкий кризис: МВФ впервые успел вовремя

21 декабря, 2000 - 00:00

В отличие от прочих кризисов, МВФ своевременно предоставил достаточное количество денег, а также проявил политическую решимость, необходимую для придания правдоподобия планам по спасению. Таким образом, за предотвращение ненужного кризиса МВФ заслужил двойного поощрения. Также поздравим турецких политиков, сыгравших по правилам МВФ.

Со времен азиатского кризиса 1997 года политика МВФ подвергалась постоянным нападкам. При виде разворачивающихся в Турции событий возникает вопрос: а есть ли альтернатива режиму МВФ? Мне кажется, что требуемое МВФ краткосрочное повышение процентных ставок гораздо менее болезненно, нежели возможное введение контроля за перемещением капитала или крах валюты и всей банковской системы в целом.

Долгие годы Турция находилась в предкризисном состоянии. Дефицит бюджета и платежного баланса велик, государственный долг и краткосрочный внешний долг (в процентном отношении от имеющихся валютных резервов) высоки, а банковская система плоха. Еще больше осложняет ситуацию политическое положение в Турции — от нарушения прав человека до исламского фундаментализма и закоренелой коррупции. Просто удивительно, что при таком обилии пожароопасного материала пламя не вспыхнуло раньше.

Непосредственным катализатором начала кризиса явился пустяк. Обанкротилась румынская дочерняя компания одного турецкого банка. Потом настал черед самого турецкого банка. Под угрозой оказались остальные банки с сомнительными портфелями инвестиций и/или с проблемами с законом. Капитал начал покидать страну. В этом состоит парадигма возникающих рынков: считается, что банки всегда некомпетентнее, чем кажутся.

Сперва Центральный Банк Турции выступил в роли палочки-выручалочки и поддержал проблемные банки на плаву. Это лишь усугубило отток депозитов и истощение валютных ресурсов. Через несколько дней турецкие власти осознали, что повторяют ошибку, совершенную Индонезией в 1997 году. В попытках спасти нечестные банки валютные ресурсы были бы истрачены, а в итоге и банки, и национальная валюта оказались бы потеряны.

Что же МВФ? Турция следует программе МВФ, включающей в себя антиинфляционную стратегию (основанную на контроле за обменным курсом и подкрепленную фискальными мерами), ограничение расширения совокупных внутренних активов Центрального Банка (т.е. спасательных операций, финансируемых за счет печатания денег), а также реформирование банковской системы. Действительно, именно МВФ стоит за решением поднять до небес процентные ставки, а также перевести во внешнее управление один из проблемных банков. Процентные ставки подскочили на тысячи пунктов, но за несколько дней деньги вернулись в Турцию.

Когда процентные ставки немного упали, в Турцию уже вернулось примерно 2 миллиарда долларов. Ожидается, что деньги продолжат возвращаться в страну, поскольку правительство следует намеченным кредитным целям. Высокие процентные ставки и дополнительные фискальные меры, несомненно, приведут к замедлению экономического роста, но в настоящий момент обуздать инфляцию просто необходимо. Программы МВФ также могут помочь расчистить дорогу к приватизации турецкого Телекома, а боязнь нестабильности — побудить Европу вплотную заняться вопросом членства Турции в ЕС.

Однако праздновать победу еще слишком рано. Оффшорные банки, имеющие представительства в Турции, могут начать борьбу с рискованностью операций, что означало бы гораздо большее, по сравнению с официально требуемым МВФ, сокращение резервов. А сохраняющиеся на критически высоком уровне процентные ставки ведут к увеличению дефицита и долга и ухудшают банковскую систему. Есть соблазн просто освободить процентные ставки. Но в высокоинфляционной турецкой экономике, в контексте быстрого экономического роста резкая девальвация просто усилила бы инфляцию, снова погружая страну в кризис.

Если МВФ не предоставил бы необходимые средства, то были бы введены жесткие меры по контролю над капиталом. Пойди Турция таким путем — и в будущем с большой вероятностью ее примеру последовала бы любая страна, попавшая в затруднительное положение. Это — серьезный вопрос глобального масштаба. МВФ несомненно принимал его во внимание, но эти опасения не удержали бы Турцию. Случившееся оказалось почти случайностью.

У этой интервенции МВФ есть и еще один интересный аспект. В настоящее время МВФ, американское Казначейство, некоторые должностные лица в Германии и в различных влиятельных финансовых центрах с глубоким подозрением относятся ко всему, даже отдаленно напоминающему фиксированный обменный курс. Действительно, Аргентина является одной из немногих стран, проводящих такой режим, и она находится в реанимационной палате МВФ. Так почему же не была рассмотрена возможность введения плавающих обменных курсов? МВФ оставался верным своей программе, поскольку осознал, что Турция испытывает проблемы не с обменным курсом, а с банковской системой. Следует поздравить МВФ с пониманием того, что обменный курс решает не все проблемы.

Руди ДОРНБУШ, профессор экономики и международного менеджмента в Массачуссетском Технологическом Институте, Проект Синдикат для «Дня»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ