Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Уффе А. БАЛСЛЕВ: «Меньше оглядывайтесь на Россию и Запад»

25 января, 2006 - 20:06
ФОТО БОРИСА КОРПУСЕНКО / «День»

Возобновление работы посольства Дании в Киеве стало одним из заметных событий внешнеполитического года, минувшего после инаугурации Президента Ющенко. Во время второго президентского срока Леонида Кучмы датчане закрыли свое посольство в Украине, объясняя это необходимостью экономить бюджетные средства: тогда дипломатическая миссия в Киеве якобы казалась им непозволительной роскошью. Сегодня в Копенгагене поверили в то, что с обновленной Украиной можно и нужно работать. Между прочим, сотрудничество с Данией стало важным фактором успеха стран Балтии на пути к ЕС. Именно на саммите в Копенгагене в 1993 году было принято решение о том, что Литва, Латвия и Эстония могут заключить договор о свободной торговле с Евросоюзом, который может стать основой договора об ассоциации. В хоре «старой» Европы Дания — одна из стран, не разделяющих мнение о необходимости согласовывать с Россией все шаги на постсоветском пространстве. В то же время Чрезвычайный и Полномочный Посол Дании в Украине господин Уффе А. БАЛСЛЕВ высказывается об европейских перспективах нашего государства с по-скандинавски сдержанным оптимизмом.

— Как вы оцениваете влияние нынешнего предвыборного противостояния в Украине на международный имидж нашего государства?

— Правительство Дании, как и мировое сообщество, с определенной обеспокоенностью наблюдает за нынешней политической ситуацией в Украине. Конечно, источником обеспокоенности был газовый кризис. После его разрешения мы все почувствовали облегчение. Однако сейчас обеспокоены подробностями соглашения по газу, а также событиями в парламенте, создавшими непонятную конституционную ситуацию. Но мы надеемся и верим, что это не приведет к полному политического параличу. Пока что, к счастью, я не вижу признаков этого. Конечно, мы вполне понимаем особенность ситуации в связи с приближением выборов: конфронтация усиливается. Многим странам приходилось и приходится переживать периоды, когда правительство было «хромой уткой» и не могло полноценно осуществлять свою политику. Источником глубокой обеспокоенности является также интерпретация конституционной реформы в Украине, поскольку понятно, что демократия должна основываться на соблюдении конституции.

— Во время осеннего визита в Киев министра иностранных дел Дании господина Меллера говорилось о том, что ваша страна готова предоставить 4 или даже 13 миллионов евро на поддержку гражданского общества в Украине. Каковы условия предоставления этих средств, какие программы представляют для вас приоритетный интерес?

— С 2004 года, наподобие Политики соседства ЕС, у нас существует двусторонняя программа соседства, в рамках которой мы уделяем внимание целому ряду вопросов. Например, у нас есть программа противодействия торговле людьми в Беларуси, Молдове и Украине. Мы пытаемся содействовать становлению гражданского общества в Украине. Конечно, у вас уже есть достаточно успешное гражданское общество, которое положительно развивается, мы хотим лишь способствовать дальнейшему развитию неправительственных организаций. В Дании существует много комплексных неправительственных организаций, играющих важную роль в жизни нашего общества. Мы бы хотели поделиться частью нашего опыта. У нас также есть программа поддержки независимых масс-медиа и расследовательной журналистики. Это одна из трансграничных программ: мы пытаемся наладить связи между независимыми СМИ в различных странах, чтобы они могли поддерживать друг друга. Ряд проектов еще только разрабатываются. В частности, мы думаем о том, как помочь юридической сфере Украины. Кстати, советник Дании господин Гаральд Епсен работает в представительстве ОБСЕ с длительной миссией, помогает оптимизировать правила, касающиеся выборов, в частности участвует в подготовке рекомендаций для официальных лиц, которые будут работать на участках для голосования.

— Виктора Януковича и Юлию Тимошенко пригласили в феврале выступить в Европарламенте, ведь учитывая значительные результаты, которые пророчат их силам на парламентских выборах, их видение внешней политики Украины тревожит главу делегации по связям с Украиной Марека Сивца. Вы разделяете его обеспокоенность?

— Учитывая предыдущий опыт, очень важно как для Украины, так и для Запада, чтобы парламентские выборы были свободными и прозрачными, прошли в соответствии с международными стандартами, независимо от того, каким будет их результат. У правительства, сформированного после выборов, будут полномочия формировать и внедрять такую политику, к которой стремится украинский народ.

Конечно, новое правительство будет формулировать и внешнюю политику. Однако я думаю, что Украина уже сделала свой главный внешнеполитический выбор, и не вижу угрозы резких перемен. В то же время мне кажется, что в украинской внешней политике многие вещи рассматривают сквозь призму, ставят в зависимость от отношений между Западом и Россией. Я думаю, Украина вполне способна самостоятельно формулировать внешнюю политику без «оглядки» на своих больших партнеров. Далеко не все является предметом категоричного выбора: «или, или». Я вижу много здоровых примеров в украинской внешней политике. Многие деятели украинской власти соглашаются с позицией, которую я сейчас высказал. Украина стоит на таком важном пути развития, как евроатлантическая интеграция. Очень важен и План действий «Украина — ЕС», существующий сегодня. Я уверен, что независимо от того, какое правительство придет к власти, оно будет продолжать эту работу.

— Литовские дипломаты отмечают, что их страна готова оказать нашему государству такую же помощь, какую в свое время им и другим странам Балтии предоставила Дания... Почему Копенгаген так поддерживал Вильнюс, Ригу и Таллинн на пути к полноправному членству в Евросоюзе?

— Мы гордимся тем, какую поддержку оказали этим государствам. Да, правительство Дании, независимо от его партийного состава, всегда очень положительно относилось к евроинтеграции стран Балтии. Общее желание видеть их в Евросоюзе отвечало желанию видеть объединенную Европу свободной, дать шанс всем европейским странам, стремящимся присоединиться к ней. Между Украиной и государствами Балтии есть существенная разница. Они начинали в очень жесткой и тревожной ситуации. Кстати, Дания никогда не признавала захвата стран Балтии Советским Союзом. Был период, когда Дания помогала этим государствам обрести независимость. Конечно, датчане проявляли большую симпатию к нашим соседям, странам, с которыми у нас были тесные связи в довоенный период. Эти государства, маленькие, как и Дания, были зажаты между двумя мощными блоками. Украина же — большая страна и сейчас, возможно, у нее намного больше друзей за границей, чем в свое время у стран Балтии.

В целом я могу сказать, что симпатия, которую датчане испытывают к странам, желающим присоединиться к общей европейской семье, распространяется и на Украину.

— Может ли быть использован практический опыт сотрудничества Дании со странами Балтии в датско- украинских отношениях?

— Мы пытаемся использовать этот опыт в работе с Украиной. На прошлой неделе мы подписали двустороннее соглашение о сотрудничестве в оборонной сфере. В свое время я лично участвовал в помощи странам Балтии на пути военных реформ, направленных на интеграцию в НАТО. Определенный опыт может быть использован и в Украине, хотя следует учитывать то, что страны Балтии начинали строить свои вооруженные силы с ноля, а у вас — большая армия. Литва, Латвия и Эстония в начале своего пути не имели такого опыта сотрудничества с НАТО, участия в миротворческих миссиях за границей, которым обладает Украина. Наши медийные программы, некоторые программы технической помощи, в частности по энергосбережению, — часть того опыта, который должен быть использован в сотрудничестве с Украиной. Однако следует учитывать то, что Украина ушла уже очень далеко, поэтому многие аспекты, в свое время важные для стран Балтии, вам уже не нужны. Важно, чтобы страны, преодолевшие переходный период, делились друг с другом опытом, помогали друг другу. Мы также хотели бы помочь Украине стать примером, в частности, для Беларуси. Ваш опыт в развитии гражданского общества, прессы, которая не боится критиковать, может помочь белорусам на пути к демократизации государства.

— Существуют опасения, что очень необходимая работа по популяризации НАТО в Украине тормозится из-за парламентских выборов. Представители нашей власти с оптимизмом рассказывают о евроатлантической интеграции в Брюсселе, но не в Киеве и не в Донецке... Ваша страна — единственная из скандинавских государств входит и в НАТО, и в Европейский Союз. Чем обусловлен такой выбор датчан?

— Я работал в представительстве своей страны при НАТО в 1997 году, когда нынешний министр иностранных дел Украины господин Борис Тарасюк был украинским послом при Альянсе и была принята Хартия об особом партнерстве между Украиной и НАТО. Я думаю, что ваша работа с Альянсом развивается очень хорошо. В Киеве есть Информационный центр НАТО, офис связи при Министерстве обороны, воплощается мощная и детальная практическая программа сотрудничества, обменов и тому подобное. НАТО заявляет, что дверь для Украины открыта. Процесс должен зависеть не от календаря, а от реальных шагов, которые сделают Украину соответствующей стандартам членства в Альянсе — если вы захотите стать его членом. Конечно, руководство НАТО и его члены очень серьезно наблюдают за поддержкой евроатлантической интеграции в украинском обществе. Мы видим статистику и ощущаем, что большой поддержки нет. Это действительно проблема. Однако когда я беседую об этом с украинскими политиками, ответственными за натовское направление, они признают необходимость открытой и длительной работы с населением и уверяют, что такая работа будет проведена.

Три из пяти скандинавских стран: Дания, Норвегия и Исландия — присоединились к НАТО, когда эта организация только создавалась после Второй мировой войны. Поддержка нашим населением членства в НАТО даже больше, чем некоторых аспектов европейской интеграции: например, мы не участвуем в монетарном союзе ЕС. У нас ситуация диаметрально противоположна существующей в Украине, где люди намного благосклоннее относятся к Евросоюзу. Для нас НАТО является более простой организацией, в ее рамках мы несем общую ответственность за безопасность друг друга, а ЕС — это очень сложно, тут намного больше правил и регуляций. Евросоюз оказывает намного более сложное влияние на повседневную жизнь граждан. ЕС выдвигает к вам намного больше требований, которые иногда могут вам и не понравиться, по сравнению с НАТО.

— Недавно делегация Министерства аграрной политики посетила Данию, после чего министр Александр Барановский сообщил, что ваша страна собирается в этом году выделить 12 миллионов евро на развитие сельского хозяйства в Украине, а также рассматривает возможность перенесения своих свиноводческих ферм из Польши в нашу страну...

— На данный момент я еще не владею информацией относительно 12 млн. евро датской поддержки на развитие сельского хозяйства вашей страны, но, возможно, ваш министр лучше проинформирован об этом, чем я. Несколько лет тому назад действительно было подписано соглашение о создании ряда высокотехнологических, очень больших свиноферм по датской модели в Украине, которые потом должны стать примером для развития этой отрасли по всей вашей стране. В свое время речь шла о том, чтобы создать по свиноферме в каждой области, однако сегодня существуют лишь несколько таких комплексов. Мы работаем над тем, чтобы они успешно развивалась на коммерческих основах. Ведь создать свиноферму — это не то, что основать школу: она должна существовать по законам рынка.

— Как датские инвесторы оценивают бизнес-климат в Украине?

— Они очень заинтересованы в Украине, это также одна из причин того, что в октябре прошлого года наша дипломатическая миссия вернулась в Киев. Датские компании действительно выстроились в очередь для того, чтобы выйти на украинский рынок: как для того, чтобы продавать здесь свою продукцию, так и для того, чтобы производить ее в Украине. Товарооборот между нашими странами за последние три года увеличился в два раза, и его рост продолжается. Ряд датских компаний уже работают в Украине в разных сферах: это и текстиль, и мебель, и высокие технологии.

— В позапрошлом году ведущая датская фармацевтическая компания «Ново-Нордиск» пожелала приобрести отечественное предприятие по изготовлению инсулинов «Индар». Каковы сегодня планы этой компании на украинском рынке, который начинают осваивать американцы?

— «Ново-Нордиск» считает украинский рынок очень привлекательным и готова к конкуренции, ведь это компания, у которой есть опыт работы в значительной части земного шара, она контролирует 45% мирового рынка инсулинов. Кстати, в Дании фармацевтическая сфера достигла высокого развития. Ряд датских и международных фармацевтических компаний расположены недалеко от Копенгагена. А на другом берегу Эресуннского пролива, в Швеции, также есть фармацевтические предприятия. Несколько лет тому назад был построен Эресуннский мост, соединивший Данию и Швецию, и вся эта местность стала называться «Медицинской долиной», наподобие «Силиконовой долины» в Калифорнии.

Варвара ЖЛУКТЕНКО, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ