Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Угроза на угрозе

Возможны ли удары США по Ирану?
14 февраля, 2006 - 20:07

Непоколебимая позиция Ирана относительно ядерной программы порождает агрессивные настроения у главных игроков на мировой политической арене. После того как зазвучали слова о возможности нанесения превентивного ракетного удара по Ирану, разговоры о санкциях после рассмотрения так называемого иранского ядерного досье в Совете Безопасности ООН кажутся детскими игрушками. Хотя американцы признают, что ракетный удар по Ирану маловероятен, в мире уже принялись за подсчеты возможных последствий таких действий.

К заявлениям американцев серьезно отнеслись в Оксфордской исследовательской группе, которая специализируется на вопросах контроля и нераспространении оружия. По мнению британских экспертов, военная акция против Ирана, то ли со стороны США то ли со стороны Израиля не должна рассматриваться при любых обстоятельствах, иначе войны не избежать, и последствия ее будут ужасными. Профессор Пол Роджерс из университета Бредфорда предполагает, что США могли бы нанести одновременно более двадцати ударов по важнейшим ядерным и военным объектам Ирана, чтобы уничтожить ядерную и воздушную системы защиты. Вследствие атаки погибли бы тысячи солдат, сотрудников ядерных объектов и гражданского населения, а соседние страны были бы одна за другой втянуты в конфликт.

Что после этого произойдет по ту сторону баррикад, попробовала проанализировать американская газета «Бостон Глоуб». «В ответ на любой удар по его ядерным объектам Иран готов нанести удары с помощью ракет среднего радиуса действия, секретных подразделений спецназа и рассредоточенных по всему миру союзников из числа террористов», — предполагает издание, ссылаясь на данные разведки и военных специалистов США и Израиля. В случае нападения Иран будет отстреливаться ракетами «Шахаб-3» и «Х-55», которые смогут долететь даже до Европы, пишет газета. По подсчетам экспертов, у Ирана — мощнейшие в регионе вооруженные силы, насчитывающие около 800 тысяч солдат. Принимая во внимание риск, ряд американских экспертов предостерегают от силового развития событий. «Я надеюсь, что американцы и израильтяне сначала хорошо подумают над тем, что аятоллы могут сделать, чтобы испортить нам жизнь, и что мы можем сделать, чтобы не допустить этого», — говорит директор американского аналитического центра «Глобальная безопасность» Джон Пайк.

Вместе с тем дипломатическая деятельность на иранском направлении не отличается особой активностью. Иран отложил назначенные на 16 февраля переговоры относительно компромиссного предложения о переработке ядерного топлива для иранских атомных электростанций на территории России. По словам официального представителя иранского правительства Голяма Хосейна Эльхама, изменение даты связано с «новыми элементами» в позиции иранского правительства, в частности с тем, что оно «настаивает на обогащении урана в мирных целях на своей территории». Не считаясь с позицией мирового сообщества, Иран воплощает в жизнь то, что и обещал после решения МАГАТЭ передать в Совет Безопасности ООН ядерное досье. После предварительной высылки из страны инспекторов МАГАТЭ и демонтажа камер наблюдения на ядерных объектах начались работы по обогащению урана, заявили неназванные дипломаты ООН. По их словам, иранские специалисты начали запускать урановый газ в центрифуги, сообщает Би-Би-Си. Это первый шаг в процессе производства как топлива для атомных реакторов, так и материала для ядерного оружия. Вчера Иран официально подтвердил информацию о начале работ. «С сегодняшнего дня возобновляется работа ядерного объекта Натанз. Соответствующее поручение Организации по атомной энергии Ирана дал президент Махмуд Ахмадинеджад», — заявил журналистам заместитель секретаря Высшего совета по национальной безопасности Ирана Джавад Ваиди. Президент Ирана дал понять, что санкциями его не испугаешь и предупредил о возможном выходе страны из Договора о нераспространении ядерного оружия в том случае, если поймет, что документ используют для «необоснованного давления». «Я считаю, что те, кто старается наложить на нас ограничения, потеряют больше, чем мы», — заявил он американской газете «Ю-Эс-Эй Тудей».

КОММЕНТАРИЙ

Игорь СЕМИВОЛОС , Центр ближневосточных исследований:

— Насколько велика возможность проведения военной акции против Ирана со стороны США?

— Маловероятно, что такая акция может быть проведена в ближайшее время. Я думаю, что разговоры, которые ведутся некоторое время среди высокопоставленных чиновников Вашингтона о возможности нанесения ракетного удара по ядерным объектам Ирана, сейчас рассматриваются, скорее как психологическое давление на руководство Ирана. В то же время продолжаются довольно активные переговоры и ключевая задача мировой общественности — склонить руководство Ирана к компромиссному решению, когда ядерное топливо будет обогащаться на территории России.

— Не кажется ли вам, что президент Ирана Махмуд Ахмадинеджад, делая слишком резкие заявления, сам провоцирует те же США на радикальные шаги?

— Такие заявления делать — в его характере. Трудно сказать, образумится ли он когда-нибудь и будет, так сказать, более гибким и дипломатичным. Он делает заявления, реагируя на заявления, сделанные со стороны мировой общественности. Он убежден, что эти заявления должны подчеркнуть, скажем, настойчивость Ирана в отстаивании своих прав. Конечно, мировой общественностью они по-иному расцениваются — очень часто как невежество или как что- то такое, что противоречит общепризнанным нормам и правилам.

— Как, по вашему мнению, будут развиваться переговоры по иранской ядерной программе?

— Эта ситуация действительно очень сложная. Я думаю, что со стороны Соединенных Штатов Америки, стран Европейского Союза будет проводиться очень строгий мониторинг процесса обогащения урана. Возможно, если возникнет реальная угроза создания ядерной бомбы, будут приняты определенные адекватные решения. И здесь можно уже будет говорить о нанесении ракетно-бомбового удара по этим (ядерным. — Авт. ) объектам. Переговоры перенесены на начало марта. Собственно, в этот промежуток времени и будет решаться судьба иранской ядерной программы. Другое дело, согласится Иран или не согласится. Во всяком случае сейчас пытаются играть на нервах и посмотреть, кто каким образом будет реагировать. То есть это определенные попытки психологического давления. Если переговоры с Россией не дадут позитивного результата, вероятность нанесения ракетно-бомбового удара по ядерным объектам Ирана возрастет.

Ольга КОРНИЙЧУК, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ