Один из вопросов, неотступно преследующий ЕС в процессе его продвижения на Восток, заключается в построении отношений с тремя странами, которые определят его границы. Эти страны — Россия, Украина и Турция. Вопрос членства каждой из них несет с собой определенные проблемы, по крайней мере, это относится к Украине и России. Политика ЕС по отношению к России может заключаться лишь в вежливости и лести. Это ничего не стоит и вряд ли принесет значимый ущерб. И, кто знает, возможно, ЕС услышит нечто подобное в ответ. Но, что если Россия начнет искать повод для ссоры с ЕС? Например, таким поводом могут стать страны Балтии, когда Россия официально заявит (вполголоса она уже это сделала), что прием этих стран в ЕС закроет России доступ на столь значимые для нее рынки. В таком случае ЕС ответит, что просто не может позволить России ради достижения своих целей помешать переговорам, в которых она не занимает особого места. Проблема еще одной страны тесно связана с политикой России: Украины. Украина — европейская страна. Ее хрупкая демократия нуждается в укреплении (на сегодня это один из аргументов для более близкого сотрудничества с ЕС). Тем не менее, ей все еще не предложили подать заявку на членство в ЕС. Ей не посчастливилось, и она оказалась далеко от стран Балтии. Таким образом, в очереди кандидатов в ЕС она оказалась даже позади Боснии и Македонии, то есть так далеко, как это только можно себе представить.
Кажется, что Украина для ЕС представляет собой лишь пустое место на карте. Президент Украины Леонид Кучма задал в июле вопрос, на который нет ответа: «Не могли бы вы объяснить стратегию Европейского Союза по отношению к Украине?»
Искренний вопрос заслуживает искреннего ответа. Во-первых, правительство Украины представляет собой безнадежный хаос. Этот факт не настолько известен, как он того заслуживает, так как Украина (в отличие от России) имеет компетентное Министерство иностранных дел и обладающего даром убеждения министра иностранных дел Бориса Тарасюка. Но «достижением» правительства стал непрекращающийся спад экономики. Коррупция свирепствует, инвестиции практически отсутствуют, государственные финансы представляют собой некую бездну. Украина наиболее беспорядочная страна среди тех, которые ЕС когда- либо рассматривал как возможного кандидата на членство. Во- вторых, Россия все еще рассматривает Украину как свою составляющую. Она привыкла отдавать должное пустым словам о суверенности Украины, но только на публике, и то не всегда. Советник президента России Бориса Ельцина по внешней политике когда-то высказался в отношении Украины, как о «временном феномене». ЕС, конечно, рассматривает независимость Украины (хоть и недавно приобретенную) как ее неотделимую составную, что касается и любой другой страны. Но даже несмотря на то, что Россия и Украина являются отдельными юридическими субъектами, физически и культурно они являются сиамскими близнецами. Их торговые связи очень крепкие. Для пересечения их границы не нужна виза. Украина зависит от российской нефти и газа. Российский Черноморский флот располагается в украинском порту. Для Украины вступление в ЕС будет означать или конец ее существующим соседским отношениям с Россией, или согласие со стороны ЕС принять взаимосвязь России с Украиной. Первое неприемлемо для России. Второе — не менее неприемлемо для ЕС.
В-третьих, есть стойкие стратегические аргументы для того, чтобы поддерживать Украину как демократическое и независимое государство. В противном случае, это будет угрожать европейской безопасности созданием новой огромной зоны полного беззакония при вероятном участии в этом России. Поэтому ЕС не может позволить себе полностью игнорировать Украину. Но никто не может представить себе «спасение» Украины, как это было с Боснией, или как, вероятно, произойдет с другими странами Балкан и, возможно, однажды с Молдавией.
Украина слишком большая. Она имеет население и территорию еще одной Франции. Она должна спасать себя сама.
Таким образом, неудивительно, что у ЕС нет никакой определенной политики по отношению к Украине. Ему нечего сказать полезного, и нет смысла говорить что-либо бесполезное. На данный момент все надежды ЕС возлагает на то, что приобретенная самостоятельность может помочь Украине.