Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Украина — ЕС: ближе, еще ближе, но все еще далеко...

13 сентября, 2001 - 00:00

Очередной саммит «Украина — ЕС», только что состоявшийся в Ялте, подтверждает ту простую истину, что Украина, безусловно, принадлежит к Европе не только географически, поскольку все европейские страны предпочли бы, наконец, увидеть в нашей стране реальный прогресс — экономический, демократический, политический. С другой стороны, саммит засвидетельствовал, что на этом пути у Украины еще много проблем. Однако объединенная Европа отнюдь не стремится стоять в стороне от их решения, но и будет это делать при любых условиях, например, если «европейский выбор» Украины будет только декларироваться, но не подтверждаться конкретными шагами в политике и экономике.

Подтверждениям того, что Европа считает Украину частью самой себя, несть числа, со времени принятия Соглашения о партнерстве и сотрудничестве в 1994 году, утверждения в декабре 1999 года на заседании в Хельсинки Совместной стратегии ЕС относительно Украины, парижского саммита в сентябре 2000 года, Гетеборгского саммита 2001 года, на котором Украина была приглашена к участию в Европейской конференции.

Вместе с тем, европейские страны видят, что Украина с трудом удерживается на пути реформ. Для них непонятны такие вещи, как постоянное шатание политической линии, постоянные оговорки, экивоки, стремление «идти в Европу» не самой, а «вместе», тем более, что от самой Украины это не зависит, не говоря уже о таком трудном для понимания европейцев внешнеэкономическом понятии, как «многовекторность».

Детально стратегия взаимодействия ЕС и Украины выстроена в июне 2001 года на заседании Совета по вопросам сотрудничества между Украиной и ЕС в Люксембурге. Именно там были выстроены приоритетные направления сотрудничества между Украиной и Европой: энергетика, торговля, юстиция, охрана окружающей среды, транспорт. Заметны внешние шаги продвижения Украины по этому пути: создание Комитета по вопросам сотрудничества, шести его подкомитетов, Национального совета при Президенте по вопросам адаптации законодательства Украины до законодательства ЕС и межведомственного координационного совета в Министерстве юстиции по этим вопросам, создание соответствующих структур в парламенте и правительстве и так далее. Еще в 1998 году Президент Украины утвердил Стратегию интеграции Украины в Европейский Союз, а в 2000 году — Программу интеграции Украины в ЕС. Наконец, превращение Министерства экономики страны в Министерство экономики и европейской интеграции и назначение людей, ответственных за этот процесс (вице- премьера Рогового и госсекретаря МИД Чалого), дают право Президенту Кучме заявить, что Украина подошла к Ялтинскому саммиту «во всеоружии». Однако внутренние сдвиги в Украине в направлении евроинтеграции гораздо скромнее: конкретные экономические и политические результаты этой работы еще незаметны не только в странах ЕС, где «присутствие Украины в повседневной жизни» отнюдь не увеличилось за последнее время, но и в самой Украине, где присутствие Европы также не стало более заметным для каждого рядового гражданина.

Судя по тому, что премьер-министр председательствующей ныне в ЕС Бельгии Ги Вергофстадт не уставал на саммите повторять «необходимость для Украины стать демократичнее», а сама бельгийская делегация привезла проект Совместного заявления, который отличался повышенной степенью жесткости к Украине, — уровень требований Европы к нашей стране стал значительно повышаться. Вместе с тем, это и предопределило итог саммита: стратегия остается стратегией, она неизменна, но для ее реализации Украине следует принять конкретные шаги, повышающие ее «европейскость», — решить проблемы с развитием рынка, со свободой слова, укротить коррупцию и организованную преступность. При этих условиях — «тесное» сотрудничество может быть еще «теснее», но… в будущем. По этим показателям Украина еще не отвечает европейским стандартам. Этот лейтмотив прошел красной нитью в выступлениях и Ги Вергофстадта, и Романо Проди, и Хавьера Соланы. При этом, конечно, на все полезные вопросы сотрудничества, обсужденные на конференции, — как-то: разработка общей политики в области безопасности и обороны, сотрудничество в области энергетики и транспорта, в частности, и создание консорциума по управлению нефтепроводом Одесса— Броды, создание нового механизма управления газотранспортной системой Украины, диверсификация источников энергоснабжения, разработка украинской части Черноморского континентального шельфа, уровень безопасности на угольных шахтах Украины, — накладывала отпечаток главная проблема украинско-европейских отношений, которую Президент Украины Леонид Кучма выразил словами: «мы исходим из того, что расширение Евросоюза не должно остановиться на украинских границах». Ги Вергофстадт пока же только и мог сказать, что, несмотря на то, что Украина является «ключевой страной в обеспечении стабильности в этом регионе», она «через несколько лет будет ближайшей соседкой Евросоюза». В итоговом выступлении он отметил четыре проблемы, стоящие на пути Украины в ЕС: обеспечение свободных и демократичных выборов в будущий парламент страны, свобода прессы, борьба с коррупцией, снабжение оружием конфликтных зон планеты.

Конечно, эти традиционные принципы европейской демократии давно предъявляются к Украине, однако нельзя не заметить сегодня особый интерес ЕС к демократичности выборов. И дело тут не только в том, что Европу, без сомнения, напугали выборы в Белоруссии, но и в той неразберихе, в которой готовятся выборы в Украине, что может привести к любым неожиданностям. С другой стороны, другие проблемы «четверки» тесно взаимосвязаны с первой (Европа отлично знает, что без свободы слова и в условиях коррупции цивилизованные выборы невозможны) и, соответственно, их совокупность будет определять будущее Украины, которое не безразлично Европе. В каждом слове ялтинских гостей сквозит при этом опасение, что при нерешении этой проблемы она сможет свести на нет «существенные сдвиги и изменения», о которых говорит Украина.

А пока главным итогом саммита стало, впрочем, вполне справедливое утверждение, что «Украина и ЕС стали ближе»…

Никита КАСЬЯНЕНКО, Ялта—Симферополь
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ