Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Украина и Турция не сводят сотрудничество только к танковому тендеру

14 августа, 2001 - 00:00

В целом символично, что Украина принимала министра обороны Турции Сабахаттина Чакмакоглу именно в Крыму, и он, несмотря на заинтересованность в украинских танках, что многие ошибочно считают главным предметом визита первого турецкого военачальника в Украину, прилетел не в Борисполь, а на Бельбек и даже не посетил Харьков. Для этого есть несколько объяснений: во-первых, Министр обороны Украины Александр Кузьмук сейчас находится в Крыму, во-вторых, взаимный интерес Украины и Турции в военной области не ограничивается одними лишь танками, в-третьих, именно Крым и Черное море являются теми естественными ареалами, которые должны нас не разделять, а соединять, если мы все же называем друг друга соседями, и надо их осваивать также и в военном отношении, в-четвертых, если уж кто- то и говорит о «турецком следе в Крыму» — то почему бы ему, наконец, не обрести те или иные, но более реальные очертания?

Уже десятилетняя история отношений Турции и независимой Украины свидетельствует только об одном: вопреки принадлежности Турции к НАТО, к иному этническому и религиозному миру, вопреки утверждению многочисленных российских источников о тревожном разрастании (с их точки зрения) турецкой экспансии и всестороннего турецкого влияния на Украину и Россию, несмотря на все это — на противоположном берегу Черного моря мы имеем дружественную страну. Уже в Бельбеке Сабахаттин Чакмакоглу заявил, что «Турция всегда поддерживала европейский выбор Украины и ее стремление развиваться по пути демократизации». Естественно, что нынешний уровень сотрудничества во всех областях — как политической, экономической так и военно-технической не могут нас, как соседей, удовлетворить. Уже один тот фактор, что всю нашу совместную историю при разрастании российского влияния на Крым и Черное море возникало несколько волн эмиграции из Крыма, и в результате в Турции, по разным данным, насчитывается от 4 до 6 миллионов выходцев из Крыма, а Турции, естественно, не безразлична судьба крымских татар, которых они называют крымскими тюрками, свидетельствует о необходимости более тесного политического взаимодействия. Министр обороны Турции отметил, что стремление Украины «дать возможность крымским татарам возвратиться на свою Родину после ссылки», предоставление им возможности приобретения украинского гражданства, «оставляет у Турции позитивное впечатление». Турция, как известно, давно заявила о желании оказать экономическую поддержку Украине в более успешной интеграции крымских татар в украинское общество, для чего на полуострове вполне успешно реализуется программа турецкого Президента «1000 домов для крымских татар». «Крымские татары — это естественный мост, соединяющий Украину и Турцию», — заявил высокий турецкий гость.

В ходе визита в Крым турецкий министр встретился и провел переговоры с главой украинского оборонного ведомства Александром Кузьмуком, а также председателем Совета министров Крыма Валерием Горбатовым и лидером меджлиса крымско-татарского народа Мустафой Джемилевым. Он посетил Бахчисарайский ханский дворец, Ливадийский и Воронцовский дворцы, Феодосийское производственное объединение «Море», принял участие в закладке фундамента Феодосийского торгового комплекса. Как отмечалось в ходе переговоров Сабахаттина Чакмакоглу, особенно с крымскими руководителями и партнерами, нашим странам желательно активизировать сотрудничество в области энергетики, науки и особенно туризма. Например, Турция в прошлом году приняла 10 миллионов туристов, в нынешнем эта цифра вырастет до 15 миллионов и ее опыт пригодился бы Украине для интенсификации возможностей курорта, который пока по своему уровню и наполняемости отстает от аналогичной турецкой отрасли.

С другой стороны, Украина и Турция могли бы на договорной основе решить вопрос о промысле в Черном море, поскольку постоянное задержание украинскими пограничниками турецких шхун в своей экономической зоне, конечно, не способствует укреплению дружбы и доверия.

Если говорить о военной сфере сотрудничества, то Александр Кузьмук сказал, что «мы не сводим наше военно-техническое сотрудничество лишь к танковому тендеру». По его словам, наши страны взаимно интересует более широкий спектр военно- технического сотрудничества. Это и приборостроение, и кораблестроение, военное образование. «Турецкую сторону, — сказал Александр Кузьмук, — очень интересует наш опыт судостроения и наши достижения». Многие обозреватели, исходя из того факта, что Сабахаттин Чакмакоглу посетил завод «Море», решили, что Турция в противовес Греции, купившей в Украине 2 больших десантных корабля на воздушной подушке типа «Зубр», сама намерена приобрести это украинское «чудо техники», но Александр Кузьмук сказал, что «это не обязательно будет заказ какого-нибудь корабля, это может быть совместное производство, и это даже более перспективно».

Вторым по счету, а возможно, и первым по значению, вопросом военно-технического сотрудничества, который обсуждался в Крыму, было создание оперативной военной группировки «Блек Си Фор». Сабахаттин Чакмакоглу отметил, что эту группировку «можно считать передовым отрядом шести черноморских стран, которые могут собираться, проводить взаимные консультации и осуществлять операции». «Это механизм консультаций на Черном море», — сказал он. По словам министра, «эта группировка может работать в таких направлениях, как спасательные операции и защита экологии на Черном море», а в дальнейшем — способствовать безопасности в регионе.

Здесь есть над чем поразмыслить. Российские агентства, желая произвести впечатление по уровню своей аналитичности, сделали заключение, что «визит министра обороны Турции в Крым должен продемонстрировать всем, что Анкара не намерена отставать от России на Крымском полуострове, и этот визит, несмотря на его более низкий ранг, может рассматриваться как своеобразный ответ на посещение Владимиром Путиным Севастополя». Однако, если учесть, что Владимир Путин неизменно решает в Севастополе проблемы передовых рубежей своего флота, укрепления обороноспособности исключительно России (хотя из «этических соображений» здесь неизменно упоминается и Украина), а Сабахаттин Чакмакоглу смог подняться до решения проблем коллективной безопасности, данный визит кардинально отличается от поездки российского Президента как по целям, так и по отношению к Украине.

И последнее: то, что до сих пор, вопреки утверждениям отдельных СМИ, в крымских горах так и не обнаружены турецкие «стингеры» и другое оружие, свидетельствует, что невзирая на то, к чему нас подталкивают, Украина и Турция продемонстрировали успешную практику взаимного добрососедства, несмотря на реальные проблемы, которые действительно существуют. Так, Турция, несмотря на всю остроту крымско-татарской проблемы, не пошла на то, чтобы в свое время заявить, как ей «рекомендовали», что «отношение Турции к Украине будет определяться отношением Украины к крымским татарам». Со своей стороны Украина понимает двоякое положение Турции, входящей в НАТО, но вынужденной находить приемлемые формы сотрудничества и с Украиной, не только имеющей свои интересы в Черном море, но не сумевшей отказать России в размещении ее Черноморского флота в Севастополе. А как бы там ни было, но по словам Александра Кузьмука, этот вопрос остается «популярным в Европе» и никто из европейских стран его не намерен сбрасывать со счетов. В связи с этим в интересах всего мира — и это понимают и придерживаются этого и в Украине и в Турции — чтобы «турецкий след» в Украине, как и «украинский след» в Турции состояли исключительно в форме дружбы и взаимовыгодного открытого сотрудничества.

Никита КАСЬЯНЕНКО, Симферополь
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ