Совместная работа Украины с НАТО прогрессирует, заявил министр обороны Александр Кузьмук после заседания Комиссии министров обороны стран-членов НАТО и Украины в Брюсселе. Заметные изменения в оборонной сфере Украины отметил Генеральный секретарь НАТО лорд Джордж Робертсон. В целом же в отношениях Киева с Альянсом, невзирая на некоторые разногласия в прошлом (касающиеся косовского кризиса и бомбардировок Югославии), в последние годы наблюдается хоть и не тенденциозное, и не слишком значительное, но продвижение. Речь идет прежде всего о невоенной сфере — ликвидации последствий стихийных бедствий (в частности, наводнения в Закарпатье), научном сотрудничестве. В военной сфере акцент делается на сотрудничестве в миротворческих операциях, проведении совместных учений и тренировок. Председатель комитета ВР в международных делах Игорь Осташ на семинаре по поводу готовности Украины вступить в НАТО подчеркнул, что украинско- польский батальон, который нынче выполняет миротворческую миссию в Югославии, является «фактически украинско-натовским».
Надо сказать, тема НАТО не такой уж и частый гость на полосах газет, не так часто разыгрывают «карту» расширения Альянса политики. Подобная ситуация свойственна и для стран, которые пытаются войти в «открытые двери» НАТО. В Эстонии и Словакии за вступление в Альянс, как свидетельствуют соцопросы, высказываются 45—47% населения. Сам этот факт не может не натолкнуть на размышления по поводу: а стоит ли в таком случае вступать вообще?.. После натовских бомбардировок Югославии резко ухудшилось отношение к Альянсу и среди украинского населения. Немало аналитиков объясняли, что восприятие украинцами НАТО как агрессивного блока является результатом манипулирования российскими СМИ. Последние соцопросы свидетельствуют об определенной «реабилитации» НАТО в общественном мнении Украины. Некоторые украинские политики, кстати, прогнозируют в нашем государстве новую волну про- и антинатовской полемики. Игорь Осташ, в частности, предупреждает об очередном витке дебатов накануне парламентских выборов-2002. Дискуссии обещают быть непростыми и на международной арене, тем более, что во многих вопросах нет единодушия среди самих членов НАТО.
Многие убеждают, что стремление Украины к интеграции в евроатлантические структуры может сыграть позитивную роль в становлении демократии, реформировании армии, повышении уровня национальной безопасности государства. Многие настаивают именно на политическом сотрудничестве, а не на военном, чтобы таким образом не подвергнуть нашу «внеблоковую добропорядочность» российскому сопротивлению. Другие считают, что именно под крылом НАТО мы сможем мирно сосуществовать с великим соседом. Президент Атлантического совета Украины Вадим Гречанинов утверждает, что «стимул НАТО — единственный стимул оборонного строительства нашей страны». Ведущий эксперт Международного фонда «Стратегия-1» Михаил Гончар заметил, что Украина пока что не готова говорить о вступлении в НАТО из-за неготовности к такому шагу руководства страны.
Как отметила «Дню» и. о. начальника отдела НАТО и европейской безопасности Управления евроатлантического сотрудничества МИД Надежда Цок, с расширением Альянса на Восток будут решены все пограничные проблемы Украины с западными соседями (отсутствие территориальных претензий страны — кандидата на вступление — одно из требований НАТО). Касается это прежде всего Румынии, с которой до сих пор Киев не урегулировал вопрос делимитации границ. Украина, по словам госпожи Цок, ни в коем случае не выступает против расширения НАТО, поскольку видит в этом право любого государства: «Если наши соседи хотят, то это их национальный интерес, их право, которое мы обязаны уважать».
Правда, несмотря на все радужные перспективы партнерства с Альянсом, существует немало и проблем. Украинские эксперты обращают внимание на торможение процесса расширения самим Альянсом, который после первой волны расширения 1999-го начал относиться к этому процессу значительно осторожнее. Кроме того, новые члены — Польша, Венгрия, Чехия — еще далеко не во всем отвечают необходимым стандартам.
Другая проблема — предполагаемая негативная реакция России из-за возможного вступления в Альянс балтийских стран, чьи интересы активно отстаивает в Брюсселе Польша. Привлечение постсоветских стран в НАТО вызовет огромные психологические проблемы в России. Тем более, что большинство постсоветского (не балтийского) истеблишмента все еще пользуется лексикой «холодной войны», из которой вытекает, что в таком случае НАТО продвинется вглубь территории бывшего СССР на 650 км. А до фактически второй российской столицы, Санкт-Петербурга, расстояние от натовских границ будет составлять каких-то 160 км... Определенные расхождения нынче наблюдаются внутри Альянса и относительно других проблем. Основные дискуссии ведутся и о необходимости создания отдельной европейской армии (корпуса), и по поводу развертывания в США системы НПРО. У Украины при любых условиях остаются только два выбора, которые не противоречили бы избранной внешнеполитической линии: или делать вид, что якобы ничего не происходит, считая, что таким образом соблюдается принцип провозглашенной внеблоковости, или же инициировать углубленный подход к разрешению проблем безопасности даже в Европе, подтверждая делом свое стратегическое расположение на континенте...