Теперь все может измениться. Изменение политической картины в мире после террористических актов 11 сентября дало Украине шанс. Глобальная антитеррористическая коалиция объединила Россию, США и Европейский Союз и сократила разрыв между Западом и Востоком. Теперь Киеву может быть легче балансировать между Москвой и Западом.
Однако остается непонятным, готова ли Украина к экономическим и политическим реформам, необходимым для сближения с Западом. Президент Леонид Кучма заявляет, что скоро хочет начать переговоры о членстве Украины в НАТО и до 2007 года начать аналогичные переговоры с ЕС. Однако он сталкивается с трудностями. Реформы продвигаются медленно. Иностранные компании в основном держатся подальше от страны.
Украину на Западе часто упоминают рядом с ее соседями — коммунистической Молдовой и отсталой Беларусью. Вместе их зачастую считают средоточием преступности и коррупции — «черной дырой Европы», как говорит один влиятельный чиновник в Европейском банке реконструкции и развития.
Однако ЕС не может игнорировать Украину, поскольку скоро она окажется на его границе. В одном из последних документов Европейской комиссии эксперты пишут: «После падения «железного занавеса» в Центральной Европе мы не должны восстанавливать границы на Востоке или на Юге».
К счастью, в Украине наметился определенный прогресс. Во-первых, новое союзничество России с Западом, так же, как четкая определенность украинских внешнеполитических решений, может прекратить продолжительные внутренние прения об идентичности Украины. Традиционно Западная Украина искала вдохновения на Западе, в то время как Восточная смотрела на Россию. «Одиннадцатое сентября решает для Украины великий спор», — говорит Дмитрий Табачник, председатель парламентского комитета по международным отношениям. Во-вторых, улучшение низких показателей украинской экономики делает жизнь в стране немного легче. После 60-процентного падения в 90-х, экономическое положение резко улучшилось за последние два года, благодаря экспорту промышленных материалов, хорошим урожаям и увеличению покупательной способности населения. Хотя украинцы, средний доход которых составляет две с половиной тысячи долларов в год (вдвое меньше, чем в России) — одна из самых бедных наций в Европе. В то время как центр Киева пестрит шикарными барами и клубами, миллионы крестьян едва сводят концы с концами.
Экономические реформы осторожно продвигаются вперед. Была либерализирована продажа сельскохозяйственных земель, энергетический рынок понемногу становится более прозрачным, запланирована реформа налогообложения. Еще больше надлежит сделать, в том числе гарантировать защиту права на интеллектуальную собственность, как этого требует Запад, стремясь покончить с музыкальным пиратством. Однако с заявлением господина Кучмы о намерении присоединиться ко Всемирной Торговой Организации, продвижение реформ, хотя и медленное, не должно замедляться.
Бизнесгруппы, которые раньше накапливали свои капиталы в основном за границей, как их российские коллеги, начинают инвестировать. Некоторые отрасли стали более прозрачными.
Прозападный консенсус может легко нарушиться, однако сейчас Киев движется в прозападном направлении. Тем временем Соединенные Штаты и Европейский Союз осторожны. В 1990-х Киев засыпали американской помощью, чтобы поддержать разрыв с Россией и вознаградить решение отказаться от ядерного оружия. Однако с тех пор энтузиазм поуменьшился из-за медленного прогресса в Украине и ее более благосклонного отношения к России.
Значительной является роль НАТО, которое претворяет в жизнь Хартию об особом партнерстве 1997 года практическими средствами, такими, как военные учения, и символическими шагами, такими, как недавний визит в Киев генерального секретаря Альянса Джорджа Робертсона. НАТО не исключает более тесных отношений с Украиной в будущем, даже полноправного членства. Однако Альянс определяет шаги, которые Украина должна для этого сделать, в том числе упрочение демократии. Лорд Робертсон говорит: «Двери открыты», но неизвестно, когда Украину могут пригласить войти.
С ЕС ситуация еще менее определенна. Евросоюз говорит, что хочет теплых отношений с Украиной. Это заявление получило подтверждение в прошлом месяце, когда господин Кучма встречался с лидерами ЕС в Копенгагене. Однако настоящий прогресс замедлен. Соглашение о партнерстве, основа экономического сотрудничества, было подписано в 1994 году, однако не вступило в силу до 1998 года и до сих пор окончательно не имплементировано.
Украинские должностные лица говорят, что прогресс был бы большим, если бы ЕС объявил, что однажды таки примет Украину в свои ряды. Однако лидеры Евросоюза не спешат расширять его границы так далеко. Даже у Германии, ближайшего союзника Украины, имеются сомнения относительно этого. Канцлер Герхард Шредер намекнул, что будет поддерживать возможность предоставления Украине членства в Евросоюзе. Однако его соперник на выборах Эдмунд Штойбер фактически исключил это.
Это злит украинцев. «Европа — это не 15 стран, и не 25, и не 27. Европа — это 47 стран, в том числе и Украина, и Россия», — говорит Борис Тарасюк, председатель парламентского комитета по европейской интеграции.
Хезер Граббе, эксперт лондонского Центра европейских реформ, считает, что Евросоюз мог бы больше делать для Украины, даже без рассмотрения возможности членства. Например, ЕС мог бы больше делать для стимулирования планов Украины поделиться контролем над ее газопроводами в Европу с российским «Газпромом» и европейскими компаниями в обмен на инвестиции. ЕС также мог бы уделять больше внимания обеспокоенности Украины контролем на ее будущей границе с Евросоюзом. Польша и другие страны-кандидаты на вхождение в ЕС вводят визы для своих восточных соседей. Украина жалуется, что это может создать барьеры, которые не будут уступать существовавшим на границах бывшего Советского Союза.
Украина и Запад ранее разочаровывали друг друга и имеют шансы сделать это еще раз. Однако возможности для реального политического и экономического прогресса никогда еще не были лучшими.