Мемориал катастрофы европейского еврейства в Иерусалиме — часть национальной памяти и народа Украины. По крайней мере, если придерживаться Конституции нашего государства, которая признает народом Украины ее граждан всех национальностей и вспомнить, что на территории УССР формально существовало республиканское гражданство. Поэтому, очутившись в «Яд Вашеме», автор этих строк откровенно искал то, что связывает его с Украиной. Как выяснилось, наша страна достаточно четко идентифицирована. Практически на всех картах, расположенных в мемориальном комплексе, Украина (наряду с Беларусью и Россией) выделяется отдельно — как часть СССР, но с собственной территорией. Так же сформирована база данных: отмечая место рождения человека, составители приводят современное название страны, а в скобках — принадлежность к бывшему Союзу.
Мемориал состоит из нескольких частей, расположенных на холме памяти. Его можно считать одним из символов Израиля, ведь так же, как и еврейское государство, он создан из небытия. Сердцевина комплекса — Музей истории Холокоста: железобетонные искусственные катакомбы, где размещена основная экспозиция. Концептуально он создан, так сказать, в американском стиле, то есть, каждый зал сопровождается видеоматериалами, рядом с оригинальными вещами демонстрируются (подавляющее большинство) копии, иногда вы попадаете в воссозданные уголки прошлого — например, оказываетесь на улице Варшавского гетто. Здесь очень много фотографий, разного рода текстов и подобных вещей, рассчитанных на эмоциональное восприятие посетителей, в то же время — информационно-наполненных для понимания источников, хода и масштабов Холокоста. Все построено так, что гид вам не нужен, хотя, конечно, такие специалисты работают, желающие также могут взять с собой электронный указатель. В то же время удивляет запрет на фото- и видеосъемку.
Тематически в залах музея Украина появляется в связи с нападением нацистской Германии и Советского Союза на Польшу 1 и 17 сентября в 1939 г. соответственно — Красная армия захватила территории Западной Украины и Беларуси. Вспоминается и следующая попытка советизации только что присоединенных земель: за свои убеждения от советского режима пострадала тогда и часть еврейства, которая, в отличие от восточной Украины, сохранила способность к политической самоорганизации. Но, как подчеркивается в экспозиции, способ проведения советизации в известной степени спровоцировал утверждение мифа о еврейском характере советской власти, которую местное население возненавидело. Он усилился, по мнению организаторов музея, традиционным антисемитизмом и обусловил впоследствии «чрезвычайно активное участие местного населения» в нацистском «окончательном решении еврейского вопроса».
В следующем сюжете название нашей страны, рядом с другими восточноевропейскими, становится одним из центральных. Естественно, в отличие от отечественных музеев, создателей «Яд Вашема» интересовал не столько ход военных действий, сколько то, что случилось после установления власти нацистов, а именно — их попытка тотального истребления евреев на только что оккупированных территориях. В этом контексте говорится, в частности, о быстром продвижении немцев и хаосе в прифронтовой полосе, несостоятельность советского режима организовать эвакуацию с западных областей, что обрекало местное еврейское население на смерть, и лучшее состояние дел с перемещением на востоке. Вспоминается участие местного населения, в том числе интеллигенции, в еврейских погромах на территориях Западной Украины, а шаги относительно евреев Организации украинских националистов во Львове трактуются как провокационные.
Отдельно рассказывается о деятельности профессиональных убийц — Айнзацгрупп, в том числе в Украине, (массовые расстрелы евреев в Каменец-Подольском, Бердичеве, Ровно). Как один из самых ужасных примеров приводится история Бабьего Яра — ему посвящена отдельная экспозиция. Это одно из мест, где останавливаются все организованные группы посетителей музея. Можно утверждать — полученная здесь информация, для значительной их части, потом надолго и стойко будет ассоциироваться с названием города Киев, следовательно, и с Украиной. Гостям пересказывается и визуально демонстрируется хорошо исследованная ситуация конца сентября 1941 г., которая обернулась расстрелом десятков тысяч евреев Киева. Так продолжается до самого конца рассказа, когда возникает вопрос — почему, даже после распространения слухов о массовых уничтожениях в Бабьем Яру евреев, они и в дальнейшем покорно шли на казнь? При этом делается акцент на безвыходном положении, в том числе из-за отсутствия поддержки со стороны значительной части местного населения. Насколько нам известно, существуют и другие трактовки причин отсутствия сопротивления, но о них услышать не посчастливилось. В дальнейшем приведенная мысль усиливается упоминаниями об участии местных жителей, наряду с немцами и численностью значительно большей, чем они, в расправах над евреями. Правда, есть и другое — описывая судьбу евреев, которые оказались на территориях Украины, оккупированных Румынией, организаторы музея констатировали, что здесь украинское население не так боялось репрессий, а потому больше помогало евреям. Следовательно, все-таки помогало.
Другой значительный элемент экспозиции, связанный с Украиной, — еврейские гетто. На представленной общеевропейской карте отображены те, которые имели более десяти тысяч населения. Сюда для отделенного проживания, а затем — уничтожения, свозилось еврейское население. В Украине самое большое гетто было во Львове, и ситуацию в Галичине типичной назвать нельзя. На Наднепрянской Украине немцы просто превращали в гетто целые еврейские городки. Их численность до такой отметки откровенно не дотягивала. Например, родной для автора Щорс (Сновск), известный также благодаря книге Анатолия Рыбакова «Тяжелый песок», а теперь уже и российскому фильму. Подобные городки оккупанты почти сразу превращали в лагеря смерти. Но все это нужно детально объяснять, а вот карта, где Украина напоминает серое пятно, останется в памяти надолго.
Выйдя из катакомб, экскурсанты оказываются, по сути, в парковой зоне, где расположены знаменитые Аллея и Сад Праведников народов мира, монументальные сооружения, синагога, библиотека, Детский мемориал, Музей искусства Холокоста, обзорные площадки... При желании здесь можно найти деревья, посаженные в честь украинцев — спасителей евреев. По статистке, на 1 января 2010 г. их должно было бы насчитываться 2272 — или около 10% от общей имеющейся численности. Больше обнаружено только в Польше, Голландии и Франции. Но, по крайней мере, в центральной, наиболее посещаемой части парка, название Украина на глаза попадается откровенно нечасто, зато изобилуют упоминаниями о других странах.
Объяснить приведенное несоответствие можно — «Яд Вашем» был учрежден в 1953 г. в самом начале основания государства Израиль. Кстати, в условиях, когда часть его граждан жила еще буквально в бараках, сомнений в необходимости строительства института национальной памяти не возникало — по-видимому, израильтяне, в отличие от украинцев, хорошо понимали, чего они хотят и для чего тратить деньги на поминании прошлого в условиях достаточно ограниченных ресурсов. Хроническая вражда с еврейским государством сделала невозможным сотрудничество советской Украины по формированию содержания мемориального комплекса. Она также негативно повлияла на численность обнаруженных праведников-украинцев. Тем более, если ярко прослеживались украинские национальные мотивы — то отголоски ужасов прошлого соединялись в причудливую смесь с коммунистическими идеологемами. Теперь имена Праведников народов мира увековечивают на мемориальной стене, которая расположена в Саду. Менять что-то, когда уже концептуально мемориал создан — сложно. И не только по идеологическим или политическим причинам — хотя и не без них — а из-за понятных технических моментов: существует определенная инерция, консерватизм, необходимый для долгой жизни такого рода комплексов.
Тем не менее, есть еще одна возможность увековечить память украинцев и изменения в восприятии — на территории комплекса «Яд Вашем» построено несколько монументов, посвященных исключительным фактам коллективного спасения евреев, когда в этом принимали участие не герои-одиночки, а организации, конфессии и даже слои населения. Случалось подобное и в Украине. Исследователь фигуры митрополита Андрея Шептицкого Жанна Ковба даже считает, что он возглавил единственную в Европе организованную акцию спасения евреев. Неоднократно вопрос признания предстоятеля Украинской греко-католической церкви Праведником народов мира рассматривался комиссией Холокоста «Яд Вашема», в частности, благодаря усилиям общественного деятеля и бывшего политзаключенного, основателя общества украинско-еврейских связей Якова Сусленского. Но каждый раз усилие наталкивалось на обвинение в коллаборационизме с немцами. Частичным успехом стало признание Праведником брата митрополита — Климентия Шептицкого. Возможно, подобные следующие шаги относительно всех священников, монахов, верных церкви, которые откликнулись на просьбу своего владыки и спасли евреев, смогли бы изменить ситуацию. Но больше — речь идет о факте, который заслуживает коллективного признания, — точно так же, как сделано относительно датчан, голландцев, французов или поляков. Нерядовую роль здесь могла бы сыграть не только общественность, но и государство Украина — в соответствии с собственным Основным Законом. Впрочем, пока что надежды на него были напрасными.
Спасение евреев в Украине местным населением во время ІІ мировой войны — массовое явление, что подтверждают, невзирая на вышеприведенные утверждения и данные, собранные «Яд Вашемом». Зато, с точки зрения обычного посетителя, более заметны другие упоминания, связанные с Украиной. Обнародование таких фактов о Праведниках народов мира, предоставление им максимальной публичности, очевидно, сфера интересов не только израильского мемориального комплекса, но и до сих пор — внутренне-украинское дело.