В конце прошлой недели Президент Украины впервые за 22 года осуществил официальный рабочий визит в Королевство Испания. С 1996 года, когда страну посетил президент Леонид Кучма с целью открытия посольства Украины, рабочие визиты украинских и испанских руководителей осуществлялись на уровне глав правительств, парламентов, министерств и ведомств, а главы государства проводили встречи в основном на общеевропейских и мировых форумах. Несмотря на наличие многих факторов, которые должны были способствовать налаживанию активного сотрудничества между Испанией и Украиной, в том числе большое количество украинских граждан, которые находятся на испанской территории, государствам до сих пор не удалось существенно заинтересовать друг друга.
С момента обретения Украиной независимости Испания одобряет евроинтеграционные и евроатлантические стремления нашей страны и поддерживает ее на международных форумах. Не последним поводом для нынешнего сближения стало проведение в Киеве 26 мая финального матча Лиги чемпионов УЕФА, в котором победил испанский «Реал Мадрид».
Однако главным фактором для активизации отношений стали объективные условия, сложившиеся в последние годы из-за возникновения у государств общей проблемы: более или менее активного вмешательства в их внутренние дела Российской Федерации. С начала российской агрессии в Крыму и на Донбассе Испания стала на сторону Украины и оказала финансовую и материальную поддержку — в том числе в 2014 году отправила Вооруженным силам Украины две тонны помощи (300 шлемов и 500 бронежилетов). В свою очередь Украина поддержала Испанию во время «каталонского кризиса» — проведения нелегального референдума за независимость испанского региона Каталония в октябре прошлого года. С того времени Испания начала придерживаться довольно жесткой риторики по отношению к России. Она обвинила последнюю в поддержании сепаратистов и во вмешательстве в каталонские события. В отчете испанской разведки, опубликованном в конце мая, приводятся доказательства направления российскими безопасностными государственными структурами деятельности активистов, которые освещали в масс-медиа ход событий в Каталонии. В первую очередь речь идет о распространении в сети интернет с серверов, расположенных на российской территории, публикаций, которые содержали дезинформацию относительно действий испанского правительства, и способствовали увеличению антииспанских настроений в самой Каталонии и в мире в целом. В отчете отмечается, что упомянутая деятельность привела к дестабилизации страны и нанесла существенные убытки отдельным испанским предприятиям и правительственным учреждениям как в самой Испании, так и за ее пределами, которые стали объектами многочисленных кибератак (в целом количество кибератак увеличилось в 2017 году на 27,22% по сравнению с предыдущим годом, достигнув почти 26,5 тыс. случаев).
Хотелось бы верить, что испанская поддержка Украины и позиция относительно России останутся неизменными после избрания нового правительства страны. На это дают возможность надеяться уверения нового премьер-министра — главы Испанской социалистической рабочей партии Педро Санчеса Переса-Кастехони — относительно его преданности евроинтеграционному курсу страны. Так сложилось, что Петр Порошенко прибыл в Испанию в первый день принятия присяги новым главой правительства и стал первым руководителем наивысшего уровня, с которым он встретился. Кроме того, состоялись запланированные встречи Президента Украины с главой правительства региона Галисия, с членами королевской семьи, с представителями испанских бизнес-кругов и украинского общества. Целью этого трехдневного визита была, среди прочего, подготовка к заключению нового двустороннего соглашения о соцобеспечении, которое имеет целью решение проблемных вопросов относительно защиты украинцев у Испании и налаживания сотрудничества в сфере инвестиционной деятельности.
Однако для оценки результативности проведенных встреч следует учитывать, что визит нашего Президента проходит в сложных условиях: Испания сейчас сконцентрирована на решении собственных внутренних проблем. Избрание нового премьера стало следствием самого громкого за историю страны коррупционного скандала. 1 июня впервые со времен установления демократического режима в стране глава правительства Мариано Рахой — глава Народной партии — был отстранен от должности премьер-министра, которую занимал с 2011 года, после высказывания недоверия большинством членов парламента. Основанием для этого стало решение Верховного суда Испании, принятого на основе результатов проведения длительного расследования, о признании многих членов Народной партии и ее самой виновными в коррупционной деятельности. В том числе из-за преступлений, связанных с получением взяток и отмыванием денег, был осужден почти к 52 годам заключения связанный с партией бизнесмен, который занимался подкупом власть имущих, к 37 годам — его помощник, и к 33 годам — бывший казначей партии.
Критика бывшего премьера Мариано Рахоя обвиняет его в пристрастии к шоковой терапии в экономике, которая больше всего ударила по самым бедным слоям населения; в применении слишком жестких силовых мер для предотвращения отделения Каталонии, что, напротив, привело к увеличению сепаратистских настроений в этом регионе; и также в толерантности к коррупционным действиям однопартийцев. Зато Рахой обвиняет своих оппонентов в дестабилизации страны и преследовании узких политических интересов.
Избрание премьером именно Педро Санчеса стало в определенном смысле неожиданностью для всех: возглавляемая им партия проиграла выборы в 2015 и 2016 годах; 1 октября 2016 года он потерял должность главы партии, а в дальнейшем и депутатский мандат из-за отказа поддержать расследование деятельности Мариано Рахоя. Однако во время разъединения в партии Педро Санчес опять убедил социалистов избрать его лидером. Кроме того, он смог получить голоса депутатов — представителей других социалистических объединений (партии «Можем») и таких регионов, как Каталония и Страна Басков, признав, что они являются отдельными нациями в составе страны, и пообещав способствовать их автономизации от Испании. Именно эта поддержка со стороны левых и сепаратистов теперь вызывает опасения, что они смогут требовать от нового премьера осуществлять выгодные для них политические и экономические реформы. Однако уверения последнего относительно того, что он будет придерживаться бюджетной политики предыдущего правительства и курса европейской интеграции, позволило стабилизировать рынки и даже вызвать определенный оптимизм среди предпринимателей. Однако уже очевидны препятствия в деятельности, с которыми может столкнуться Педро Санчес, — прежде всего то, что партия, которую он возглавляет, имеет в парламенте всего 84 из 350 мест, в то время, как 134 места остается у Народной партии.
Торгово-экономические отношения между Испанией и Украиной всегда были достаточно ограниченными, но объем торговли еще больше сократился с начала вооруженного конфликта на Донбассе. Значительная часть экспорта испанской продукции в Украину осуществляется в основном третьими странами — Польшей, Венгрией, Нидерландами и Россией, или испанскими предприятиями, производственные мощности которых расположены в соседних с Украиной странах — в Польше и России. Украина на протяжении последнего десятилетия имела позитивное сальдо в торговле с Испанией. Украинский экспорт в эту страну составляет в основном продукция сельского хозяйства (37,2% которой составляют зерновые) и строительной (прежде всего — цементной) промышленности. В свою очередь в испанском экспорте доминируют автомобили и другая продукция машиностроения, текстиль, керамика и фармацевтические препараты. Для Украины Испания занимает 11-ое место среди стран-реципиентов украинского экспорта и 17-ое — среди стран происхождения импорта.
С момента введения в действие безвизового режима в июле 2017 года количество украинских туристов, посетивших Испанию, увеличилось на 20% по сравнению с 2016 годом (достигнув почти 113 тыс. человек). Основной поток туристов был направлен в Каталонию, а также на юг Испании (муниципалитет Марбелья).
Испанские инвестиции поступают в Украину преимущественно через Нидерланды и Кипр, с которыми нашей страной заключены соглашения во избежание двойного налогообложения. Прямые испанские инвестиции очень ограничены, они достигли наивысшего уровня в 2015 году — 5 млн евро, что было связано с открытием предприятий в отрасли автомобильной промышленности, значительно сократившись в 2016 году (до 85 тыс. евро), и несколько увеличившись в 2017 году (до 165 тыс. евро).
Однако в ближайшее время Украине не стоит ожидать значительного роста объема испанских инвестиций или финансовой помощи. Несмотря на рост испанской экономики, который был равен (3%) на протяжении трех предыдущих лет, страна до сих пор не смогла преодолеть последствия финансово-экономического кризиса 2008 года. В 2017 году Испании удалось превзойти уровень ВВП докризисного периода, однако этот экономический рост относителен, поскольку значительное количество экономических показателей остается ниже докризисных. В том числе сохраняется достаточно высокий уровень безработицы (17,4% населения страны, в том числе 35% среди молодежи), а также большая внешняя задолженность (достигает 100% ВВП).
Несмотря на все это, не стоит приуменьшать значение визита Президента Украины Петра Порошенко в Королевство Испания. Испанская поддержка может стать существенным рычагом для Украины в ее европейских и евроатлантических стремлениях и в противостоянии российской агрессии.