Нефть присутствовала среди главных тем и на заседании консультативного комитета при президентах Украины и Польши в конце прошлой недели во Львове, и на переговорах в Украине маршала польского Сейма Мацея Плажинского, начавшихся в воскресенье. И даже не столько нефть, сколько ее транзит. Кажется, впервые именно эта тема выходит на первый план украинско- польских отношений.
Запах каспийской нефти в украинско-польском стратегическом партнерстве чувствовался еще несколько лет тому назад. Многое говорилось и писалось об общей заинтересованности в скорейшем задействовании украинских возможностей транзита каспийской нефти, о скорейшей достройке нефтетерминала под Одессой и нефтепровода Одесса — Броды — Адамова Застава — Гданьск. Считалось, что далее нефть может пойти через Польшу в Германию и к другим покупателям на Западе, на чем обе страны могут только выиграть. Правда, когда польский премьер- министр Ежи Бузек говорил в интервью «Дню» о большой заинтересованности своей страны в этом проекте, он отметил заодно, что пока никто не сделал необходимых расчетов — что сколько будет стоить, где взять деньги и кто сколько на этом может заработать. Т.е. декларируемый интерес являлся, по большей части, теоретическим.
К практике начали переходить только сейчас. Проблему во Львове обсудили председатели советов национальной безопасности двух стран — Евгений Марчук и Марек Сивец. Маршал Сейма Плажинский вообще начал визит в Украине с посещения недостроенного нефтетерминала «Южный». По словам г-на Сивеца, достройка нефтепровода Одесса — Броды — это один из приоритетов польской внешней политики; Варшава планирует привлекать к этому свои банки и своих предпринимателей. Украина, как уже сообщалось, предлагает принять участие в финансировании проектов Европейскому банку реконструкции и развития. Без проблем не бывает. Не разрешены, как говорил и.о. министра экономики Украины Виктор Кальник, политические вопросы по поставкам нефти. Из 667 км проектной длины нефтепровода Одесса — Броды поведено уже 450 км, но на строительстве нефтетерминала «Южный» освоено, по словам руководителя строительства Аркадия Перепелицы, «более 10 процентов объемов проектных работ», и существующее финансирование строительства явно недостаточно.
Нет ясности с главным вопросом: сколько нефти, откуда и в каком направлении может идти «украинским путем»? Кое-кто из экспертов считает, что прогнозы относительно азербайджанских месторождений, из которых и планировалось транспортировать нефть через Украину, не оправдываются.
Евгений Марчук, как передает Интерфакс-Украина, считает, что нефтепровод Одесса — Броды может быть рентабельным только при условии, что им будет прокачиваться по меньшей мере 25—30 млн. т нефти в год. Эти объемы, по его мнению, «вызывают беспокойство у конкурентов украинского варианта». В конкурентах, кроме турецкого варианта, уже признанного основным путем экспорта азербайджанской нефти, числятся болгарский, румынский, российский. Каждая из этих стран, очевидно, будет защищать собственные интересы всеми возможными методами, в том числе и через, в частности, влиятельное российское нефтяное лобби в Украине. Кроме того, по некоторым данным, украинское правительство поддерживает не все польские предложения по совместному проекту.
Впрочем, партнерство, укрепленное реальным интересом — это, очевидно, лучше обычных деклараций. И пока очевидно, что польский интерес к Украине еще не исчерпался. И не стоит забывать, что именно в польских руках находится судьба российской экспортной газовой «трубы», прокладываемой в обход Украины...