Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Уничтожение памяти: архитектура в войне»

20 февраля, 2007 - 20:22

В недавно изданной в Лондоне книге «Уничтожение памяти: архитектура в войне» журналист и бывший редактор британского архитектурного еженедельника «Building Design» Роберт Беван доказывает тезис, что умышленное разрушение памятников архитектуры любой страны не только влияет на моральное состояние нации — оно является также актом искоренения памяти культуры, а в конечном счете — самого ее существования. Ведь для каждого народа архитектура является культовым объектом и принимает значение тотема — мистического охранителя народа. Сооружение церкви является не только храмом, но и представляет присутствие общества во времени, его культурную память, является материальным доказательством реальности и легитимности его истории. Автор приходит к выводу, что целью — иногда неосознаваемой — уничтожения чужих архитектурных памятников может быть завоевание территории и введение новой национальной, религиозной и идеологической идентичности. В доказательство своих рассуждений, Роберт Беван цитирует фразу Милана Кудели: «Борьба людей против силы — это борьба памяти против забвения».

«Война против архитектуры» ведется из-за того, что исторические сооружения всегда имеют особое значение для людей — значение, которое можно уничтожить, затоптать. Роберт Беван правильно пишет, что с целью формирования и фальсификации истории и национальной идентичности завоеванных народов завоеватели часто создают новые сооружения. Поэтому, по мнению Бевана, «война с архитектурой» не является случайной, а скорее всего — обдуманной политикой «принудительного забвения», воспитания «янычар», а нападения на библиотеки, сакральные места, памятники — являются актами культурной чистки.

На книгу «Уничтожение памяти: архитектура в войне» появился ряд рецензий в западной прессе. Рецензенты пишут, что «Геноцид и вандализм роковым образом переплетены. Это показывает практика завоеваний. И поэтому угроза нашим памятникам является угрозой нашей коллективной идентичности... Речь идет о нашей принадлежности, о нашем чувстве быть собой». По мнению рецензентов, «книга документирует ужасно уродливую тему: тему уничтожения культуры во время конфликта — зданий, библиотек, художественных картин. Т.е. все то, что формирует у нации чувство гордости и идентичности, проявляет ее цену и силу. Культурную войну автор описывает как чисто негативную деятельность, которая отнимает или уничтожает память, дома, идентичность; деятельность, которая имеет целью состояние опустошения, пустоты, убогости. Рецензенты упоминают уничтожение еврейских синагог, бомбардировку Дрездена, недавние этнические или культурные чистки в Палестине, Боснии и других странах.

В своей книге Роберт Беван анализирует несколько стран, которые пострадали от истребления завоевателями их исторической культуры.

В 1950 г. в Тибете насчитывалось шесть тысяч буддийских монастырей. После 30 лет господства Китайского правительства, там осталось только 10 монастырей! Уничтожение тибетской культуры включает такие поступки, как вывоз в Шанхай останков и гробницы седьмого Далай Ламы (пятиметровой статуи из бронзы и золота). Активно проводится выкорчевывание памяти тибетского народа — одного из самых древних в Центральной Азии. Эту тактику можно сравнить разве что с голодомором Украины 1930-х годов.

Большое внимание обратил Роберт Беван на анализ новейшей истории Украины, где в тридцатые годы уничтожали архитектурные памятники украинского барокко в городах, а также уникальные деревянные храмы по селам. Тогда были уничтожены почти все деревянные церкви центральных областей страны и все высокие деревянные церкви Левобережья. Это была «борьба с украинским национализмом». Об этом Беван написал так: «Судьба этих церквей — одна из самых больных трагедий в новейшей истории архитектуры, которую можно сравнить только с потерей деревянных синагог».

Об уничтожении в пост-голодоморных 1930-х художественных произведений, скажем, трудов знаменитого Анатолия Петрицкого или бойчукистов в Украине и до сегодняшнего дня «стыдливо» не любят вспоминать. Как известно, уничтожение украинского культурного наследия в Украине продолжалось после Второй мировой войны. Так, несмотря на международные обязательства по охране культурных ценностей, в Государственном музее украинского искусства в Львове уничтожены произведения бойчукистов, Архипенко, Нарбута; позже вновь жгли коллекции редких книг главной библиотеки страны, и тому подобное...

Упоминая Советский Союз, Роберт Беван пишет: «Национальные культуры, языки и история были раздавлены или вычеркнуты ради того, чтобы создать новую историю — включительно с историей архитектуры, — совместимую с русификацией советских республик. Украина очень сильно пострадала в результате этой политики. Ее крестьянство голодало, ее интеллигенция уничтожена, а города разграблены... В некогда прекрасном Киеве, сердце украинской церкви и национализма, архитектурные памятники также разрушены...».

Английский журналист в своей книге утверждает, что «в ХХ веке приблизительно 10000 исторических украинских архитектурных памятников исчезло во времена «новых порядков» Сталина и Гитлера». Описывая нацистско-расистские теории уничтожения и порабощения славян и искоренения их культуры, Роберт Беван считает, что «Киев является доказательством этого уничтожения... Под конец войны не только Киев был в руинах. Отступающая немецкая стратегия выжженной земли принесла опустошение, которое простиралось от Ленинграда до Крыма».

Подготовил Тит ГЕВРИК, Киев — США
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ