Судя по действиям вечно ссорящихся и соперничающих друг с другом иранских лидеров, они решили отклонить предложение Европы и Соединeнных Штатов о ядерном реакторе, запчастях для самолeтов, экономическом сотрудничестве и о многом другом в обмен на прекращение работ по обогащению урана. Многие люди надеялись на то, что иранские лидеры, несмотря на свой экстремизм, примут данное предложение хотя бы для того, чтобы избежать санкций, которые обязательно будут введены, даже если Китай и Россия откажутся их поддержать в Совете Безопасности ООН. На этот раз США и Европа едины и могут эффективно отрезать Иран от мировой банковской системы, запретить иранским лидерам посещать Запад и прекратить любой экспорт в Иран, кроме продуктов питания и лекарств.
Вместо того, чтобы пассивно дожидаться санкций, иранские лидеры решили инициировать кризис на Ближнем Востоке, организовывая атаки на Израиль. Их цель — помешать США и Европе начать другой кризис: финансовые рынки и повседневная политика в Европе могут позволить случиться только такому большому конфликту. Они, возможно, также надеются расшатать единую позицию ЕС и США, существующую сегодня.
Более того, претензии Ирана на лидерство в мусульманском мире подрываются конфликтом в Ираке, где Иран поддерживает шиитские вооружeнные группировки, которые убивают суннитов. Каждый кровавый день, когда в Ираке звучат взрывы и происходят казни, арабы вспоминают о том, что иранцы не являются ни арабами, ни суннитами. Но атаки на Израиль объединяют мусульман и приносят благодарность арабов.
Действия Ирана готовились посредством серии встреч в Ливане как с ХАМАСом, так и с организацией «Хизбалла». Халед Машал, главный лидер ХАМАСа, который живeт в Дамаске под сирийской защитой, посетил Тегеран, где получил около 50 миллионов долларов наличными, которые так ему необходимы. Хотя ХАМАС и является ответвлением Суннитского мусульманского братства, чьи арабские финансовые спонсоры ненавидят айатолл, он решил принять участие в схеме Ирана, т.к. был дипломатически изолирован и отрезан от западной финансовой помощи из-за отказа признать Израиль.
ХАМАС стал увеличивать число ракетных атак на ближайшие израильские территории и организовал рейд в сам Израиль, в результате которого были убиты двое солдат, а один был взят в плен. Это вызвало возмездие Израиля, приведшее к возобновлению кризиса в секторе Газа, чего и хотел Иран. Что касается жизней мирных граждан Газы, то ХАМАС (как и Ясир Арафат) вновь показал, что больше заботится об идее Палестины, чем о благополучии палестинцев.
Заставить служить иранской стратегии организацию «Хизбалла оказалось куда дороже. Несмотря на то, что она остаeтся хорошо вооружeнной, финансово обеспеченной и монолитной партизанско-террористической организацией, насчитывающей около 5 000 человек, еe лидер Хасан Насралла уже несколько лет пытается сделать организацию «Хизбалла» легитимной политической партией и главным представителем ливанских шиитов. Эти попытки были настолько успешными, что сегодня у организации «Хизбалла» есть два министра в правительстве.
Но чтобы быть признанной остальными ливанцами и до некоторой степени даже сохранить поддержку своих же шиитов, «Хизбалла» должна была согласиться присоединиться к ливанской программе о приоритетности восстановления и экономического возрождения после длившейся годами гражданской войны. Это означало неучастие в войне с Израилем.
По приказу Совета Безопасности ООН «Хизбалла» должна разоружиться и распустить своих боевиков, но она заявила, что даже после полного вывода израильских войск из Ливана в 2000 году ей необходимо оружие для продолжения освобождения «ливанских территорий». Имеется в виду крохотный кусочек земли, так называемые фермы Шеба, объявленные инспекторами ООН территорией Израиля, которые «Хизбалла», тем не менее, считает частью Ливана.
Другие ливанские политические партии согласились с тем, что «Хизбалла» может сохранить своe оружие для борьбы на данной территории, но только при условии, что она не будет нарушать мира на остальной границе. Это условие «Хизбалла» нарушила, организовав нападение на израильский патруль вдали от ферм Шеба и выпустив ракеты на израильскую территорию. Этими действиями «Хизбалла» потеряла свои политические позиции в Ливане.
Для израильского коалиционного правительства во главе с премьер-министром Эхудом Ольмертом ситуация относительно проста. Оно приняло решение вывести войска из Газы, чтобы прекратить период насилия там, надеясь, что собственно территория Израиля не будет атакована. Но возможность нападения, конечно, предвиделась, и военные тактики установили, что единственно возможным ответом может быть такое мощное и продолжительное наступление, которое приведeт к окончанию палестинских атак вследствие либо истощения, либо подписания соглашения.
Контроль ХАМАСом власти в Палестине не уменьшает и не увеличивает необходимость военных действий Израиля, но это значительно усиливает их политические выгоды, т.к. столкновения и разрушения говорят населению Газа, что его правители ставят под вопрос его физическое выживание.
Что касается организации «Хизбалла», ответные военные действия Израили ни коим образом не ограничены возмездием. За несколько лет «Хизбалла» накопила несколько тысяч реактивных снарядов и около сотни ракет более дальнего радиуса действия, полученных из Ирана. Недавно два иранских лидера разоблачили себя, пригрозив атаковать Израиль с помощью ракет организации «Хизбалла», если Израиль атакует ядерные объекты Ирана. Таким образом, Израиль использует возможность, предоставленную сегодняшними боевыми действиями, выискивать и уничтожать подземные и другие тайные склады организации «Хизбалла», где она хранит свои реактивные снаряды и ракеты.
Политическая цель Израиля — уничтожить позиции организации «Хизбалла» как легитимной ливанской партии, представив еe как оплаченного агента Ирана, служащего иностранным интересам в ущерб Ливану. Поэтому Израиль блокировал ливанские порты с моря, привeл в негодность взлeтные полосы всех трeх аэродромов для реактивных самолeтов, включая национальный аэропорт Бейрута, и по-прежнему готов при необходимости уничтожить электростанции и другие ценные объекты, чтобы оказать достаточное политическое давление на организацию «Хизбалла».
Если политические силы Ливана и последователи Насраллы не смогут заставить его прекратить атаки, Израиль произведeт удары по новым целям, включая офисы Насраллы в Бейруте. Если ракеты будут запускаться и далее, Израиль перейдeт границу и проникнет глубоко внутрь территории Ливана.
Конечно же, как в Газе, так и в южном Ливане, результат заранее предрешeн из-за значительного военного перевеса одной из сторон. Единственным открытым вопросом в обоих местах остаeтся то, как много урона Израиль должен нанести, чтобы добиться очередного прекращения огня.
Эдвард Н. ЛУТТВАК — военный стратег и консультант, старший научный сотрудник Центра стратегических и международных исследований в Вашингтоне, округ Колумбия.