По истечении восьми лет после провозглашения Украиной независимости от Советского Союза и начала рыночных реформ экономика страны находится в жалком состоянии, а население настолько недовольно, что 45 процентов избирателей поддержали коммунистических и социалистических кандидатов в первом туре выборов.
Экономисты говорят, что виной тому нерешительное руководство и неуправляемая экономическая политика. Заняв должность в 1994 году, Президент Леонид Кучма решительно либерализировал цены, а впоследствии обуздал инфляцию с помощью жесткой монетарной политики.
Вместе с тем внутренний валовой продукт ежегодно уменьшался в среднем на 11% процентов в сравнении с 1988 годом. Коррупция и высокие налоги задавили молодые предприятия и зарубежные инвестиции. Если в прошлом году Венгрия получила на душу населения $1750, а Болгария $140, то Украина — только $40.
Доля сельского хозяйства — отрасли, обычно ассоциирующейся с Украиной и ее богатым черноземом, — снизилась с 22% до 14% в общем объеме экономики. Тяжелая промышленность (в том числе металлургические и химические комбинаты) преимущественно является собственностью государства, которое управляет ею неэффективно. Безработица растет, треть украинцев находится за чертой бедности. «Вполне понятно, что Украина — уже не переходная экономика. Вероятнее всего, она достигла нового равновесия, из которого, без всеобщих изменений в экономической политике, страна и далее будет функционировать наобум, двигаясь в тупик», — писал недавно экономист Дэвид Снелбекер из Гарвардского института международного развития. «В случае самого худшего сценария экономика будет продолжать падать, в то время как основные фонды постепенно исчерпываются».
Местных предпринимателей, пытающихся начать свое дело, часто разоряют коррумпированные бюрократы и бюрократическая рутина. Некоторых бизнесменов едва ли не ежедневно посещают налоговые инспекторы, говорит Грегори Эджейчак, руководитель миссии Мирового банка в Украине.
«Дело в том, что в Украине очень плохи условия для бизнеса, — отметил Эджейчак. — Сразу после завоевания независимости было много энергии. Многие люди пытались начать собственное дело... Впоследствии все замедлилось, а сейчас даже наблюдается регрессия в численности частных предприятий».
Украина имеет хороший шанс остановить падение, считают либеральные экономисты. Большинство больших предприятий до сих пор прозябает в руках государства, а Украине предоставляется возможность продать их компетентным управленцам на честных и открытых приватизационных аукционах. Ежегодно можно получать по крайней мере $1 млрд. от продажи предприятий, а полученные средства государство могло бы направить на улучшение социальной сферы и на погашение долгов за рубежом, которые в следующем году составят $3 млрд. Учитывая высококвалифицированную рабочую силу, внутреннюю этническую стабильность, близость к европейским рынкам, Украина могла бы достичь 10% роста в год, говорит Снелбекер. С другой стороны, экономист с Украинской академии наук Алексей Плотников указывает: «Трудно ждать положительных изменений в экономике. В случае наихудшего сценария через два года положение ухудшится, а это приведет к досрочным президентским выборам и массовым протестам».