На днях в Великобритании вступил в силу Закон «Unexplained wealth orders», или «Ордера на доходы невыясненного происхождения», что позволяет заморозить подозрительные счета стоимостью более 50 тыс. фунтов стерлингов, пока их владельцы не объяснят, каким образом были получены эти доходы.
В качестве реакции на этот документ в издании The Times появилась статья «Россиянам в Британии приказали открыть свои богатства», где, в частности, отмечается, что уже были выявлены «десятки целей» и подготовлены два тестовых кейса. В комментарии для газеты министр по вопросам безопасности Бен УОЛЛЕС заявил, что хочет, чтобы «полная сила власти» обрушилась на преступников и коррумпированных политиков, которые используют Британию в качестве игровой площадки и убежища. «Когда мы доберемся до вас, мы придем за вами, за вашими активами и усложним вашу жизнь», — заявил Уоллес. По его словам, Ордера на доходы невыясненного происхождения могут быть применены к кому угодно — от местного наркоторговца до международного олигарха или зарубежного преступника. «Если в своей стране они члены парламента и не получают там высокую зарплату, но вдруг имеют замечательный таун-хаус в Найтсбридже, который стоит миллионы, и не могут доказать, как они заплатили за него, мы изымаем это имущество, отчуждаем и используем эти деньги на финансирование нашей правоохранительной деятельности», — цитирует его слова The Times. В целом сумма незаконных средств, которые ежегодно «отмываются» в Соединенном королевстве, оценивается в 90 млрд фунтов стерлингов.
Заинтересованность британцев темой отмывания россиянами денег в их стране и попытки остановить это явление объясняются также популярностью сериала McMafia, который сейчас транслируется на британском телевидении и рассказывает в частности о российской организованной преступности в Британии.
Напомним, в марте прошлого года международная организация журналистов-расследователей OCCRP обнародовала данные о коррупционной схеме «Глобальная прачечная», в которой принимали участие британские банки и «отмыли» почти 740 млн долларов россиян, сообщает DW.
«День» обратился за комментарием к украинскому журналисту в Лондоне Богдану ЦЮПИНУ с просьбой рассказать, как в Великобритании воспринимают новый закон и желание власти усилить давление на олигархов, владеющих состояниями «неизвестного происхождения»:
— Я увидел, что большинство британских СМИ и аналитиков, которые следят за этой темой, настроены достаточно скептически. В комментариях, которые мне приходилось слышать, критика указывает на то, что британское правительство до сих пор имело достаточно механизмов и законов для того, чтобы бороться с отмыванием денег. Проблема заключается в том, что существующие правила не соблюдаются.
Также критики указывают на то, что для Лондона одним из самых серьезных препятствий в борьбе с отмыванием денег являются возможности для владельцев имущества держать свои доходы фактически засекреченными. Речь, в первую очередь, о законах так называемых оффшорных зон, расположенных на островах рядом с Британией. Они позволяют создавать компании, которые не указывают своего владельца, это так называемые компании-прокладки. Например, мы знаем, что квартира, которую приписывают самому богатому гражданину Украины Ринату Ахметову, в действительности ему не принадлежат напрямую. То есть это яркий пример того, как очень дорогая недвижимость и очень большие деньги оказываются в Лондоне, очень часто не указывая при этом имен владельцев. Поэтому критики говорят, что это проблема, с которой действительно нужно бороться. Но с другой стороны, в британских законах уже сейчас есть слишком много возможностей и лазеек, которые позволяют владельцам «грязных» денег обходить это, в частности, пользуясь возможностями не указывать свое имя, когда проводятся операции с деньгами, имуществом и когда это происходит с помощью компаний, в которых также не указаны конечные владельцы.
Позитивным является тот факт, что британское правительство признает потребность что-то делать с такой серьезной проблемой, потому что суммы отмытых через британскую финансовую систему средств — почти астрономические.
На мой взгляд, пока нет какой-то катастрофической проблемы, которая бы ударила политически по правительству, в Британии с этим явлением будут бороться, но не слишком спеша, особенно в нынешних условиях приближения Брекзита и неуверенности относительно финансового и экономического будущего страны.