Вчера президент США Дональд Трамп представил новую стратегию национальной безопасности, в которой очертил основы и приоритеты внешней политики страны на время пребывания его администрации при власти. Документ, работа над которым длилась 11 месяцев, содержит 68 страниц. «С помощью этой стратегии мы призываем к большому возрождению Америки, возрождению доверия, патриотизма, процветания и гордости», — так описал документ глава Белого дома. Ряд СМИ заметили, что стратегия перекликается с предвыборным лозунгом Трампа «Америка — прежде всего». «Мы осознаем, что слабость — это самый надежный путь к конфликту, а непревзойденная сила — это самое надежное средство для защиты», — отметил глава государства.
Сам документ состоит из четырех частей: защита родины, американцев и американского образа жизни, содействие процветанию Америки, сохранение мира путем силы и продвижение американского влияния.
РОССИЯ И КИТАЙ — КОНКУРЕНТЫ США
Во время выступления Дональд Трамп назвал Россию и Китай конкурирующими силами. Как пишет CNN, в документе эти две страны называются такими, которые «бросают вызов американской власти, влиянию, интересам, пытаясь разрушить американскую безопасность и процветание». «Своим вторжениям в Грузию и Украину Россия продемонстрировала готовность нарушать суверенитет государств региона», — отмечается в стратегии. Также в документе акцентируется внимание к попыткам России вмешаться в американские выборы в 2016 году. Однако американский президент во время выступления подчеркнул, что с обеими странами нужно налаживать «замечательное партнерство».
ПРОБЛЕМА КНДР
Кроме того, Трамп вспомнил о таких, по его словам, «мошеннических режимах», как Северная Корея и Иран. Как пишет «Голос Америки», Трамп назвал вызов со стороны КНДР проблемой, которая будет решена.
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ — ЭТО НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
Глава государства также отметил, что впервые в подобном документе экономическая безопасность становится составляющей национальной безопасности. Как пишет CNN, документ дает понять, что лозунг «Америка — прежде всего» — это больше, чем просто слоган, это управляющая сила в международной политике. В стратегии отмечается: «США больше не будут закрывать глаза на нарушения, мошенничество и экономическую агрессию».
ИЗМЕНЕНИЕ КЛИМАТА
СМИ также отметили, что предыдущая оборонная стратегия экс-президента США Барака Обамы 2015 года называла изменения климата «срочной и растущей угрозой национальной безопасности». В то же время в стратегии Трампа о «важности управления окружающей средой» идет речь только в главе относительно «энергетического доминирования».
МИГРАЦИЯ
Также президент обратился к теме охраны границ, подтвердив свою идею построить стену на границе с Мексикой и пообещав положить конец «цепной миграции» родственников иммигрантов и закрыть «лазейки, которые подрывают укрепление иммиграционных ограничений».
РЕАКЦИЯ СМИ
CNN пишет, что после речи Трампа очевидным стал ключевой вывод: «Документ может никогда не быть полностью перенесен в слова и действия президента». «Хотя документ национальной безопасностной стратегии вспоминает Россию почти 20 раз, критикуя ее вмешательство в дела других стран и попытки подорвать США, Трамп вспомнил о России только раз, когда называл Россию и Китай «конкурирующими силами».
Между тем The New York Times считает, что «расхождение между речью президента и анализом в документе стратегии «свидетельствует о больших вызовах, с которыми встретились советники по нацбезопасности, поскольку они изо всех сил старались разработать интеллектуальную основу, которая охватывает непредсказуемый, внутренне ориентированный и подпитываемый Twitter подход мистера Трампа к внешней политике».
«Голос Америки» сообщает с ссылкой на высокопоставленных чиновников, что в отличие от предыдущих стратегий, в настоящем документе содержится «ясный взгляд» на угрозы и вызовы, которые стоят перед страной.
«Национальные оборонные стратегии обычно объявляются без фанфар, но президент Трамп сделал из этого событие», — идет речь в комментарии корреспондента Би-Би-Си Барбары Плетт. Между тем в статье Би-Би-Си «Национальная стратегия Трампа: прагматичный взгляд на неспокойный мир», отмечается, что документ «представляет в то же время однозначно более пессимистический взгляд на мир, но тем не менее заметно более оптимистическое виденье места Америки в нем».
Между тем DW отмечает, что «стратегия от республиканского президента может резко изменить международные отношения США, если она будет полностью имплементирована».
Бывший министр иностранных дел Швеции Карл Бильд написал в Twitter: «Предыдущая национальная стратегия безопасности 2015 года отдавала предпочтение «международному порядку на основе правил». Эта концепция полностью отсутствует в новом документе». При этом он заметил то, что документ вспоминает о ЕС лишь в контексте «обеспечения справедливой и взаимной торговой практики и устранения препятствий на пути к росту».
«ДЛЯ НАС ВАЖНО ПОДЧЕРКИВАНИЕ ОТНОСИТЕЛЬНО АГРЕССИИ РОССИИ»
Александр ЦВЕТКОВ, американист, профессор Киевского университета имени Бориса Гринченко:
— Это первый масштабный документ администрации Трампа с изложением взглядов на мировые процессы с позиций «Америка — прежде всего». Он строится на идеологии «принципиального реализма» — признания фактора силы в международной политике, утверждение суверенитета государства — лучший базис мирного развития мира и продвижения национальных интересов.
Для нас важное подчеркивание, что агрессия России демонстрирует ее намерения подрывать суверенитет государств в регионе. А на мировой арене — намерения ослабить позиции США в Европе, подорвать трансатлантическое единство и европейские институции и правительства.
«НЕ ВСЕ, ЧТО ЗАФИКСИРОВАНО В ДОКУМЕНТЕ, соответствует ВИДЕНЬЮ ЛИЧНО ДОНАЛЬДА ТРАМПА»
Алена ГЕТМАНЧУК, директор Центра «Новая Европа»:
— По большому счету, Национальная безопасностная стратегия стала усовершенствованной версией предвыборной программы Трампа в безопасностной упаковке. Основная разница заключается в том, что если во время выборов в США кандидат Трамп доказывал, почему его концепция «сначала Америка» — лучшая стратегия для американцев, в стратегии национальной безопасности он пытается доказать, почему «сначала Америка» — лучшая стратегия не только для США, но и для всего цивилизованного мира.
Позитивным сигналом является то, что в документе чувствуется определенный отход от декларируемого во время кампании изоляционизма. Делается большее ударение на глобальном привлечении. Однако создается впечатление, что глобальное привлечение в представлении Трампа базируется, скорее, на стратегической конкуренции, а не на стратегическом партнерстве с теми или другими странами мира.
Для Украины, как и в целом для Европы, важно, что в стратегии четко зафиксировано понимание Белым домом значения Европы: «Соединенные Штаты более безопасны, когда Европа богата и стабильна и способна помочь защитить наши общие интересы и идеалы».
Важно также, что в тексте стратегии нашел отображение факт вторжения России в Украину и Грузию, а также нынешние попытки Кремля запугивать соседей. Однако нужно четко различать, что не все, что зафиксировано в документе, соответствует виденью лично Дональда Трампа. Это было в очередной раз четко заметно во время его презентации стратегии, где он существенно смягчил формулировку документа относительно России и Китая: вместо ревизионистских государств, как сказано в тексте, они стали просто конкурентами,с которыми США имеют намерение построить «прекрасное партнерство» (great partnerships).