На днях обе палаты Конгресса США согласовали законопроект относительно новых санкций против России и Ирана. Ожидается, что законопроект будет принят 25 июля. Как сообщают СМИ, в Белом доме подтвердили, что президент США Дональд Трамп «открыт к подписанию» законопроекта об усилении санкций.
В настоящем документе будут законодательно закреплены санкции, которые ввел предыдущий президент США Барак Обама. Кроме того, отмечается, что Вашингтон и в дальнейшем будет выступать против строительства газового трубопровода «Северный поток — 2», поскольку этот проект «вредит энергетической безопасности Евросоюза, развитию газового рынка в Центральной и Восточной Европе и реформам Украины в сфере энергетики», сообщает DW. Новинкой этого законопроекта является ограничение права главы Белого дома, которым в настоящее время является Дональд Трамп, самостоятельно снимать или смягчать санкции. Президент США сможет сделать это только с согласия Конгресса.
Однако в ЕС такая инициатива Вашингтона вызвала недовольство из-за того, что экономические ограничения могут затронуть европейские энергетические компании, которые принимают участие в общих с Россией проектах, в частности в строительстве газопровода «Северный поток -2». Президент Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер, который призывал как можно скорее разработать вариант действий в ответ и даже допустил, что «эти мероприятия рискуют поломать трансатлантическое единство и единство «Большой семерки», цитирует его издание Politico.
В ответ на такую критику прежний генсек НАТО Андерс Фог Расмуссен написал в Twitter: «Европейцы должны прочитать пересмотренный законопроект перед тем, как критиковать его. Прекращение огня в Украине возможно только тогда, когда мы изменим расчет Москвы. Если этот законопроект не обеспечит перемирие, европейцы должны ответить, что сможет это сделать?»
«День» обратился к старшему сотруднику Атлантического Совета США, управляющего партнера Myrmidon Group LLC Адриану КАРАТНИЦКОМУ с просьбой прокомментировать ситуацию вокруг принятия закона об усилении санкций против РФ:
Конгресс, безусловно, примет закон относительно новых санкций: будь то во вторник или позже в течение этой сессии. Президент Трамп и пророссийское окружение в его администрации осознают, что любое вето будет преодолено в обеих палатах, и потому в настоящий момент поддерживают законопроект, который одобрили ястреба в его администрации.
Этот законопроект является свидетельством того, что Конгресс не доверяет личным суждениям президента относительно ключевых вопросов, которые касаются России, Украины, Ирана и Северной Кореи. Поэтому это ограничивает его полномочия, чего фактически не было со времен после Второй мировой войны.
ЕС не нравятся те санкции, которые, прежде всего, связаны с Ираном. Жалобы ЕС по поводу правил и санкций США относительно Ирана имеют длинную историю и существовали еще при администрации Обамы. Это еще никогда не мешало США проводить собственную санкционную политику относительно этой или других стран.
Фундаментальный вопрос заключается не в отличиях подходов США и ЕС относительно этих отраслей, а в общем подходе к безопасности в рамках Евроатлантического пространства. В этом плане, политика США относительно санкций сдерживает Трампа от импровизаций в политике относительно России отдельно от ЕС.