Хорошие новости! На прошлой неделе саммит ЕС в Брюсселе утвердил предложение Европейской комиссии по Восточному партнерству — совместную польско-шведскую инициативу, направленную на модернизацию отношений ЕС с восточными соседями.
Это предложение предусматривает, среди прочего, создание зон свободной торговли, подписание договоров о сотрудничестве, безвизовый режим в долгосрочной перспективе и дополнительных 600 млн. евро до 2013 года.
Раньше, 3 декабря, представляя коммюнике Европейской комиссии, ее председатель Жозе Мануэль Баррозу подтвердил мои слова, опубликованные в этой колонке в сентябре относительно того, что конфликт в Грузии восстановил доверие между ЕС и шестью странами, которым предложено Восточное партнерство (Украина, Молдова, Азербайджан, Армения, Грузия и Беларусь). «Страны-члены приобщены к развитию Восточного партнерства, потому что мы хотим стабильности и эффективного управления у наших восточных соседей; мы не хотим рисковать», — сказал Баррозу.
«ЕС для них — символ благосостояния, и они хотят быть ближе к нам». Потом он продолжил, что Европейский Союз как молодой игрок на международной арене хочет, чтобы Восточное партнерство действовало, как «мягкая сила» в этих странах, чтобы оно развивало стабильность и благосостояние так же, как и демократию.
Представленный документ не дает однако перспективы членства. Баррозу признал европейские устремления стран и сказал, что ЕС хочет помочь им быть ближе к сообществу. «Это, однако, максимум, который мы можем им предложить. Сегодня нет единодушия о начале переговоров в отношении членства. Но мы не исключаем такой ситуации в будущем», — прибавил он.
Обращаясь к Украине, Баррозу назвал ее авангардом среди восточных соседей и повторил, что ЕС оставляет двери открытыми, но сейчас не может предложить ей чего-то большего.
Что из этого можно вынести? В первую очередь, документ все еще имеет общие рамки и не включает конкретных проектных предложений. Это может быть известно, когда Восточное партнерство будет официально принято министрами иностранных дел Евросоюза весной 2009 года. Конечно, мы не должны ожидать революции, но мы можем быть осторожными оптимистами. Хорошие новости для Украины — то, что Европейская политика соседства мертвая, и те, кто обращается с Восточным партнерством понимают причины, которые стоят за провалом прежнего подхода и знают, что новый должен дать реальные стимулы для наших партнеров на Востоке. Как всегда, их будет недостаточно, особенно во время кризиса, но мы должны надеяться на движение вперед.
Кроме позитивных внешних импульсов, которые делают меня относительно оптимистичным в плане Восточного партнерства, существует еще внутренняя динамика ЕС. Это может содействовать позитивному развитию в этой сфере. Я имею в виду будущее председательство в ЕС Чешской Республики и Швеции, которые естественно будут заниматься этим проектом. Это может быть очень важным. Поскольку именно тогда придет время, когда договор будет обретать конкретные формы.
Я бы, конечно, отдал преимущество перспективе членства Украины в ЕС, утвержденной в документах, но мы должны быть реалистами и знать, что больше ничего не может быть. Однако машина ЕС уехала и Восточное партнерство, несмотря на политическую ситуацию в Украине, медленно начинает жить собственной жизнью. Хотелось бы надеяться, что скоро это будет всеохватывающей политикой ЕС, с конкретными инструментами и средствами, чтобы действительно приблизить Украину и подобные ей страны к ЕС.
Последнее, но не менее важное, проект Восточного партнерства есть в меню. Страны, которые принимают участие в нем, смогут выбирать, в чем они заинтересованы. Например, Азербайджан будет иметь больший выбор приоритетов, чем Молдова. Успех этой попытки будет также сильно зависеть от активности участников, требований и ожиданий, которые они выдвинут к повару. Если вы не хотите есть блюдо, которое вам подали, вам следует попросить у официанта альтернативу. Однако при одном условии — каждый знает, что когда вы находитесь во французском ресторане, то не можете ожидать, что там будут подавать китайскую еду.