Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«В нашей власти начать строить мир заново»

Сегодня — 231-я годовщина независимости США
3 июля, 2007 - 20:13
ФОТО РЕЙТЕР

4 июля 1776 года была проголосована «Декларация независимости» Соединенных Штатов, в которой говорится, о том, что «Бог создал всех людей равными и наделил их неотъемлемыми правами на жизнь, свободу и стремление к счастью». Именно эти права должны обеспечивать правительства стран. Если же правители пренебрегают своими обязанностями, народ имеет право свергнуть их и установить ту власть, которая будет способствовать его процветанию.

Как известно, подготовка Декларации была поручена Томасу Джефферсону, который работал над текстом 17 дней, не прибегая к помощи научных трактатов, памфлетов или коллег по комитету. Его проект, с незначительными редакционными поправками Джона Адамса и Бенджамина Франклина, был предоставлен конгрессу на обсуждение и после некоторых изменений утвержден. А вечером 4 июля Декларация была единогласно одобрена и удостоверена необходимыми подписями. Это был первый в истории документ, провозгласивший принцип суверенитета как основу государственного устройства. В Декларации за народом утверждалось право на восстание и свержение деспотического правительства, провозглашались основные идеи демократии и равенства людей, их неотъемлемые права, среди которых упоминались «право на жизнь, свободу и на стремление к счастью». Имена всех 56 граждан, подписавших Декларацию, вошли в историю США, им посвящена обширная литература и мемориал в Вашингтоне. Интересно, что на ставшей культовой картине Дж. Трамбла «Подписание Декларации независимости» портреты большинства политиков написаны при их жизни. Билль о правах в виде 10 поправок был включен в Декларацию в 1789 году и после принятия двумя третями законодательных собраний штатов утвержден Континентальным Конгрессом США в 1791 году.

Борьба Штатов за независимость продолжалась до 1783 года — до подписания Версальского мирного договора и признания Великобританией нового государства.

События, которые разыгрались в далекой британской колонии, стремление ее граждан к независимости выдвинули на историческую арену плеяду незаурядных европейцев, которые так или иначе — шпагой или гусиным пером — старались помочь инсургентам. Речь идет о философах, писателях, военных, авантюристах. Особенно подчеркнем, что в борьбе и победе Штатов заметную, весомую роль сыграла также европейская и, особенно, североамериканская пресса. Это случилось впервые в истории. (И было только началом!)

Одним из наиболее энергичных, убежденных и бесстрашных защитников правого дела американцев был англичанин (заметим, что тогда большинство американцев имело британские корни), ставший американским публицистом — Томас Пейн (1737—1809). Еще до начала военных событий на далеком американском материке, он познакомился с Бенджамином Франклином (тот пребывал тогда во Франции), который произвел на Пейна глубокое впечатление.

По совету и при поддержке Франклина, Пейн поехал в Америку, где организовал издание «Пенсильвания журнал», получившее вскоре широкую известность и заметно содействовавшее формированию радикальных взглядов в предвоенном американском обществе. Журнал Пейна существенно повлиял на атмосферу нерешительности, характерную для того времени, выдвинув убедительные аргументы в пользу как американской независимости, так и ее достижимости.

По мнению Пейна, действия американцев будут способствовать установлению свободы не только на своем континенте, но распространятся также на другие страны. Он писал: «Каждый клочок Старого света подавлен сегодня угнетением. Свободу травят по всему свету. Азия и Африка давно изгнали ее. Европа считает ее чужестранкой, Англия же потребовала ее высылки. О, примите беглянку и загодя готовьте приют для всего человечества... Для нас (колонистов) откроются все возможности создать самую благородную, самую чистую Конституцию на земле. В нашей власти начать строить мир заново. Со времени Ноя до настоящего времени не было положения, подобно существующему. Рождение нового мира не за горами, и племя, быть может столь же многочисленное, как население всей Европы, получит свою долю свободы благодаря событиям нескольких месяцев...»

Талант Томаса Пейна как публициста особенно проявился в его широко известном «Здравом смысле», опубликованном в январе 1776 года общим тиражом 120 тыс. экземпляров. «Здравый смысл» был раскуплен за три месяца — беспрецедентный по тем временам случай — и разошелся в 19 странах, в том числе — в Америке и Англии. В «Здравом смысле» выдвигается идея бескомпромиссного отделения от Англии и полной свободы американских колоний. Читая книгу «Здравый смысл», британские колонисты Америки ощущали себя не подданными Британской короны, а независимыми от нее американцами, жителями и хозяевами обширного Континента. Рождалось национальное самосознание, сплотившее население всех тринадцати американских колоний в борьбе за общие интересы.

После начала войны Главнокомандующий армией колонистов Джордж Вашингтон считал, что эта брошюра «произвела переворот в умах американцев» и приказывал солдатам читать «Здравый смысл» перед боем — для поддержания духа. А всем неграмотным — обязательно слушать. Та же цель преследовалась серией изданий «Американский кризис» Пейна.

Во время военных действий Томас Пейн передвигался вместе с революционной армией, испытывая все невзгоды войны и отвечая на требования момента. Так, в решительный день атаки Трентена он написал свое «Воззвание» — страстный призыв к свободе и независимости. Расширению влияния Пейна содействовали американские политики-либералы, которые использовали его издания как учебники в программах образования для взрослых американцев.

Однако, Пейн писал и воевал не только за независимость Америки, но и — главное — за ее свободу. Позже, в обращении «К гражданам Соединенных Штатов» (1805 г.) Пейн писал: «Независимость Америки добавила бы ей лишь малую толику счастья и не стала бы благом для человечества в случае, если бы управление Америки было устроено в соответствии с государственными устройствами старого мира (империи, царства, княжества и др.). Только выдвижение новой системы правления, при которой права всех людей должны быть гарантированы, определило смысл и значение независимости... Одну только независимость, без новых принципов управления, когда-то в будущем можно было бы утвердить просто с помощью оружия. Но справедливую систему управления без этих принципов создать невозможно».

И не удивительно, что, по мнению Пейна, мыслители просвещенного ХVIII века совсем не всегда отрицали монархию как таковую — как полагалось бы последовательным республиканцам. В частности, они верили в возможность так называемого «просвещенного монарха», не ставя под сомнение сам институт монархии, как тaковой. Руссо, например, писал: «Если бы существовал народ, состоящий из богов, то он управлялся бы демократически. Для людей, однако, такое совершенное правительство не годится». (В связи с этим украинцы могут вспомнить хотя бы политику «просвещенного монархизма» императрицы Екатерины II, при которой преобладающее число ее подданных было полностью закрепощено; которая вела бесчисленные завоевательные имперские войны и при этом была «другом» знаменитых французских просветителей.)

Томас Пейн был очень последовательным мыслителем — он объявил злом всякую монархию и развенчал ее как таковую. Для доказательств своих тезисов Пейн использовал, среди других источников, также библейские тексты, потому что «воля Всемогущего… явно не одобряет правления с помощью царей … Ибо один честный человек дороже для общества и для Господа, чем все коронованные негодяи, когда-либо жившие на земле». Поэтому Пейн предпочитал республику, управляемую парламентом, члены которого избирались бы «наибольшим числом граждан», а в идеале — всеми гражданами страны. (Увы! Даже Пейн не предоставил избирательные права женщинам.).

После окончания войны за Независимость Пейн отправился во Францию (в Великобритании он был к тому времени обвинен в предательстве), где написал трактат «Права Человека». Там он приветствовал Французскую революцию и разъяснял преимущества республики перед монархией. Англичанина-американца избрали в Конвент, однако вскоре он был заключен в тюрьму — за то, что, хотя был истовым противником монархии, выступал против казни короля Людовика XVI (Вместо казни Пейн предложил отправить Людовика XVI в Америку для перевоспитания!). Только чудо помогло Томасу Пейну избежать гильотины.

Умер Пейн в Нью-Йорке 8 июня 1809 в бедности и одиночестве. По причине «богоборческих» взглядов, выраженных в его работе «Век разума» — Пейна даже запретили хоронить на церковном кладбище. На могильном памятнике Томасу Пейну выбит, согласно его завещанию, текст «Томас Пейн (1737—1809), автор «Здравого смысла». Ниже приводим несколько строк из этой любимой работы Пейна — их должны хорошо понять украинцы:

«Я бы попросил самого горячего сторонника примирения с Англией указать мне хотя бы одно преимущество, которое могла бы извлечь Америка из продления своей связи с Англией. Повторяю свой вызов и смело утверждаю, что таких преимуществ быть не может! Хлеб наш будет находить верный сбыт на рынках Европы, а за ввозимые нами товары нам придется платить, где бы мы их ни брали.

Неудобства же всякого рода, происходящие от нашей связи с Англией, неисчислимы. Долг наш по отношению к самим себе и к человечеству вообще побуждает нас порвать эту связь. В самом деле, вследствие зависимости от Англии или даже в силу простой политической связи с ней, мы невольно впутываемся в разные войны и раздоры, происходящие в Европе...

Одним словом, и соображения о наших правах, и соображения о наших удобствах должны побуждать нас к отделению от Англии. И голос правды, и вопли убитых кричат нам: «Пора отделиться!». И пусть Англия предоставит всем другим людям те же права, которых добивается для себя, — вот мое учение!».

Когда во второй половине ХVIII века на далеком «полудиком» Американском континенте появилось новое независимое государство, ни один философ, историк или провидец Запада или Востока не мог хотя бы в шутку предположить, что речь-то идет не просто об малозначительной стране на другом конце мира, а о зарождении и первых шагах Супердержавы, которая вскоре и во многом — так или иначе — изменит жизнь на всей планете. Для чего этому «зародышу» потребовалось — по историческим меркам — совсем не много времени. Но это время тикает все быстрее!

Клара ГУДЗИК, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ