Позиции имеют свойство меняться. Особенно у политиков. Однако, когда точка зрения меняется дважды в день, добра не жди. Сразу две позиции были выданы на- гора американскими официальными лицами относительно решения иракской проблемы. С одной стороны, Вашингтон заявил, что к Ираку будет применена сила только после соответствующей санкции ООН. С другой, высокопоставленные лица Штатов отмечают, что американскому президенту вполне достаточно решения американского конгресса, которое предусматривает атаку против Багдада без предварительного согласования с другими странами.
Проблема, которой, казалось, мир избежал, сейчас возникла опять. Большинство стран мира предостерегало Вашингтон от односторонних действий. В конечном итоге Джордж Буш согласился пойти навстречу международному сообществу. «Самодеятельность» администрации США, к слову, не сильно приветствовалась даже простыми американцами, о чем свидетельствовали социологические опросы. Однако и тут Белый дом подошел к решению проблемы мастерски. США разработали проект двухэтапной резолюции, обсуждавшийся на заседании Совета Безопасности ООН позавчера. Из него следовало, что Вашингтон согласен с идеей о возвращении международных инспекторов в Ирак. Однако, если Ирак будет чинить препятствия, Белый дом оставляет за собой право атаковать арабскую страну. Казалось, такая ситуация должна устроить всех. Особенно остальных четырех постоянных членов Совета Безопасности ООН, имеющих право «ветировать» американскую инициативу. Речь идет о России, Великобритании, Китае и Франции. Однако Париж выразил свое несогласие. Американцы планируют сейчас предложить еще один вариант резолюции. Согласно ему инспектора могут вернуться в Ирак. Если же там им будут чиниться препятствия, то США будут иметь право атаковать страну не автоматически, а только после еще одной резолюции СБ ООН. Французские дипломаты, судя по вчерашнему сообщению «Рейтерс», согласились с таким подходом.
Между тем позавчера вечером госсекретарь США Колин Пауэлл сделал довольно противоречивое заявление. «США сейчас действуют в рамках полномочий, предоставленных президенту резолюцией Конгресса. Она ясна и говорит, что президент имеет право действовать в соответствии с высшими интересами США, независимо от того, будет действовать ООН или нет». Похожее заявление сделал вчера и министр иностранных дел Британии Джек Стро. Пока что сложно понять, с чем связаны такие выступления. То ли в Вашингтоне таким образом давят на членов СБ ООН, то ли же готовят их к неминуемому?