Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Важно установить остальных людей, которые могут быть причастны к преступлению», – руководитель следственной группы от Украины Гюндуз МАМЕДОВ

10 марта, 2020 - 19:05

Через пять с половиной лет после сбивания самолета «Боинг» в небе над Донецкой областью в Нидерландах начался судебный процесс по делу Рейса МН17. Процесс сверхважен не только для Украины (должен доказать показательный факт нападения России на нашу страну), но и для всего мира, которая совершила международное преступление, убив граждан ряда стран (298 человек). Как пишет svoboda.org, первый день суда принес сразу несколько минисенсаций: оказывается, следствию достоверно известно, что экипаж «Бука», как и сама установка, был российским, более того — в целом у сепаратистов-террористов было как минимум две таких установки.

Процесс проходит в судебном комплексе Схипхол в соответствии с внутренним криминальным правом Нидерландов (подавляющее большинство жертв трагедии, 196 человек — нидерландские подданные). Запланированные в течение этой недели заседания Гаагского суда будут посвящены инвентаризации процесса. В частности, судья узнает о статусе расследования. В первый день суда председатель на процессе, судья Хендрик Стенхейс констатировал, что никто из четырех обвиняемых не явился в суд лично, в то время, как лишь Олега Пулатова представляют по доверенности адвокаты. Предварительные заседания займут несколько дней в марте, а затем возобновятся в июне и будут длиться в течение месяца. Слушания по сути, скорее всего, начнутся в сентябре, однако это будет зависеть от решения председателя суда.

По оценке доцента кафедры международного права Свободного университета (VU) Марике де Хоон, процесс будет проходить не менее пяти лет. Де Хоон считается в Нидерландах одним из основных экспертов по этому делу. По ее словам, все прогнозы относительно длительности процесса по делу МН17 пока касаются только той его части, которая началась 9 марта и касается обвинений против Гиркина, Дубинского, Пулатова и Харченко. Марике де Хоон выделяет несколько категорий возможных обвиняемых по делу МН17:

• первая категория — это непосредственные участники запуска ракеты (тот, кто нажимал на кнопку);

• вторая категория — это командование (которое должно понести уголовную ответственность не только за факт нападения на самолет, но и за бездеятельность относительно предотвращения трагедии, и за отсутствие проведения расследования);

• третья категория, в которую входят нынешние четверо фигурантов, — сообщники, соучастники, благодаря чьей поддержке преступление оказалось возможным, не обязательно непосредственно привлеченные к процессу принятия решения о запуске ракеты.

Марике де Хоон ожидает, что в будущем состоится отдельный суд и над четвертой категорией обвиняемых — над лицами, которые пытались избавиться от доказательств (это считается отдельным криминальным преступлением).

«Возможно, Гиркин, Дубинский, Пулатов и Харченко — соучастники, но главная ответственность за преступление лежит не на них», — говорит в интервью нидерландской газете Algemeen Dagblad журналист, расследователь Bellingcat Христо Грозев. На вопрос «Почему совместная следственная группа выбрала именно эту четверку?», Грозев ответил так: «Я допускаю, что обвинение в адрес этой четверки означает сигнал начала. Единственное, в чем JIT (Joint Investigation Team — Совместная следственная группа. — Ред.) может уступить России, это не начинать с самого верха цепи. Эта четверка не входит в истеблишмент, потому Россия может в какой-то момент сдать их, если это будет выгодно. Таким образом JIT дает России шанс признать вину. Если Россия не будет реагировать, то я ожидаю вторую волну обвиняемых. Тогда в процессе начнут фигурировать такие лица, как Дельфин и Орион».

«Сам Гиркин вспоминал, что Дельфин и Орион, согласно их иерархии, находились выше его, — заявил Христо Грозев в интервью нидерландской газете Algemeen Dagblad 3 марта. — Невозможно допустить, чтобы в то время кто-то мог привезти «Бук» без того, чтобы об этом было известно министру обороны РФ, без его прямых указаний. И вы понимаете, что это значит. Это было возможно только с разрешения президента».

«Совершенно точно, что круг обвиняемых будет расширен, — считает главный редактор The Insider Роман Доброхотов (издание принимало участие в сборе информации о катастрофе «Боинга» на основе открытых данных). Думаю, что генералы Олег Иванников (высокопоставленный офицер ГРУ МО РФ. — Ред.) и Николай Ткачев (сейчас главный инспектор Центрального военного округа России. — Ред.) будут даже не самыми высокопоставленными людьми среди обвиняемых. Уже можно, я думаю, говорить с достаточной степенью уверенности, что среди обвиняемых экс-советник президента Путина Владислав Сурков, а также глава Минобороны РФ Сергей Шойгу и глава ФСБ РФ Александр Бортников. Есть даже вероятность, хотя и небольшая, что Верховный главнокомандующий России (Владимир Путин. — Ред.) тоже будет назван обвиняемым в этом процессе. Поскольку все мы понимаем (и в Нидерландах, и в мире тоже это понимают), что вопрос о поставках тяжелых вооружений на территорию другого государства не мог решаться без санкции Верховного главнокомандующего. Это просто физически и юридически невозможно» (currenttime.tv).

Следственную группу от Украины возглавляет заместитель генерального прокурора Украины Гюндуз Мамедов. По его словам, следователи в Украине и Нидерландах продолжают расследовать сбивание Boeing рейса MH17 и пытаются установить остальных людей, которые могут быть причастны к преступлению (dw.com). «То, что материалы относительно трех граждан РФ и одного из Украины были направлены в суд, не означает, что на этом процесс останавливается. Следствие продолжается как нидерландской, так и украинской сторонами», — сказал он. Мамедов отметил, что после установления лиц, причастных к совершению этого преступления, «по меньшей мере украинская сторона сообщит о подозрении и будет направлять материалы в Нидерланды». Мамедов добавил, что «довольно сложно прогнозировать», когда будет приговор по этому делу. Впрочем, по его словам, председательствующий судья планирует рассмотреть это дело в течение двух лет.

Кремль, как и раньше, отбрасывает все обвинения в свой адрес и делает все, чтобы запутать следствие и перевести вину на Украину, которая, мол, не закрыла свое воздушное пространство. Хотя, по словам эксперта по авиационному праву Андрея Гука, каждое государство имеет право закрыть свое воздушное пространство в определенных случаях, в то же время обязанности это делать не имеет ни одно, в частности, и Украина в ситуации с МН17 (hromadske.ua). Эксперт уточнил, что в отчете Голландского совета безопасности, который расследовал катастрофу МН17, говорится не об ответственности Украины за незакрытие воздушного пространства, а о том, что вся международная система регулирования воздушного пространства и вопрос закрытия его в вооруженных конфликтах «неподобающим образом сформированы».

Украине в этой ситуации важно вести наступательную политику, предоставляя нидерландской стороне необходимые доказательства причастности к преступлению России. Ответом на дерзкие действия последней должен быть профессионализм и жесткость в отстаивании правды. Это касается и украинских масс-медиа, которые должны активно освещать судебный процесс в Нидерландах.

Подготовил Иван КАПСАМУН, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ