Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Вечное соседство» и его причины

26 ноября, 2002 - 00:00

В рекомендациях, принятых Советом ЕС, отмечается, что новые отношения должны строиться на политических и экономических ценностях, которые разделяются. В ближайшем будущем ЕС должен разработать долгосрочный и комплексный подход к каждой из этих трех стран, что может означать, что политика ЕС будет строиться на одних и тех же основаниях, но при этом будет «персонифицированной». В документе также отмечается, что развитие новой инициативы будет зависеть от того, как эти страны воплощают реформы, насколько они готовы соблюдать свои международные обязательства и насколько они преданы общедемократическим ценностям, верховенству права и соблюдению прав человека, свободы прессы.

Главный же момент постановления Совета ЕС — очевидно, в том, что ключевым партнером в регионе Восточной Европы Европейский Союз определяет Россию. В документе не указывается прямо, что вся политика ЕС относительно Украины, Беларуси, Молдовы будет рассматриваться исключительно через российскую призму, но слово «ключевой партнер» вряд ли употреблено просто так.

Постановление Совета предполагает также проведение консультаций между странами-членами ЕС и странами-кандидатами на вступление с целью разработки детализированных предложений, которые должен представить Генеральный секретарь Совета ЕС Хавьер Солана.

Раньше сообщалось, что Европейский Союз готовится обнародовать свои рассуждения, касающиеся отношений с Украиной до 30 сентября, потом это плавно перешло «на потом». Концептуально понятно только то, что представители стран ЕС категорически не желают рассматривать Украину как самодостаточный объект своей политики. Ни о каких «европейских перспективах» для Украины в постановлении Совета ЕС пока что речь не идет. Впрочем, речь не шла и до сих пор. В МИД Украины склонны спокойно оценивать принятый документ, считая, что он пока представляет «промежуточную формулу» какого-то еще не выработанного общего подхода.

Осторожные комментарии высокопоставленных представителей украинской дипломатии по этому поводу указывают, в частности, что в этой ситуации, которая складывается сейчас вокруг Украины, ей ничего другого, очевидно, быть предложено не может.

В «группировке» Украины с Молдовой и Беларусью тоже, на первый взгляд, нет ничего странного. Европейский Союз с самого начала исходил из позиции «Европы регионов», и подходы к политике всегда были региональными. К тому же, «приятно чувствовать себя лидерами в этой группе», — сказал «Дню» один из высокопоставленных украинских дипломатов, комментируя именно такой подход ЕС, и подчеркивая, что в документе также провозглашен принцип дифференциации. С другой стороны, по его словам, важно то, что политика относительно России «разведена» с политикой относительно Украины.

В постановлении Совета ЕС, среди прочего, говорится, что важным элементом новой инициативы должно стать сотрудничество с международными организациями, такими, как ОБСЕ и Совет Европы. Проблемы отношений между Беларусью и ОБСЕ известны. Известно и то, что опираясь на эти проблемы как на предлог, страны-члены ЕС признали нежелательным на своей территории президента Беларуси Александра Лукашенко. Украина, казалось бы, до сих пор трактовалась несколько по-другому. Уже потому высказанная в документе ЕС рекомендация, выработать фактически общую, относительно Минска и Киева, политику может вызвать множество вопросов.

Идея отношений «соседства», как и высказанная идея проведения фактически одной политики для Украины, Беларуси и Молдовы, учитывая то, что ключевым партнером в регионе является Россия, уже вызвала ранее прохладную реакцию Киева, на которую, кажется, не очень обращали внимание в центрах принятия решений в Брюсселе. «Мы не можем навязать свою точку зрения», — признавались «Дню» в МИД Украины.

«Мы определились в видении своих отношений с Европейским Союзом, — заявил на недавних парламентских слушаниях по состоянию отношений Украина— ЕС госсекретарь МИД Украины Александр Чалый, — но ЕС со своим видением еще не определился». Он назвал три причины этого: во-первых, сам ЕС находится в стадии своего беспрецедентного расширения, и по различным, связанным с этим проблемам, время для рассмотрения «украинского вопроса» еще не наступило; во-вторых, «российский фактор» — ЕС, который определяет Россию как своего ключевого партнера, очень внимательно и осторожно считается со стремлениями Украины к европейской интеграции; и, в-третьих — главная причина: «мы сами». Медленный ход политических, экономических, правовых реформ, отсутствие широкого проевропейского большинства в Верховной Раде. Чалый также назвал два возможных сценария дальнейшего развития отношений: «евроскептический», когда отношения не будут выведены на уровень интеграции, и «оптимистический», который предполагает, что в ближайшее время будет принято новое соглашение с ЕС (Украина хотела бы, чтобы это было соглашение об ассоциации). При этом начнется новый структурный диалог с ЕС, который предполагает принятие общих решений.

Исходя из решений Совета ЕС, пока что можно говорить о реализации со стороны ЕС «пессимистического сценария». Структуры Европейского Союза принципиально не употребляют термин «интеграция» относительно Украины. Ей пока что не присвоен статус страны с рыночной экономикой (такое решение, считают дипломаты, может быть принято в первой половине следующего года). По словам главы делегации Европейской Комиссии в Украине Норбера Жустена, «мы внимательно рассматриваем предложения об установлении более близких отношений, но не все идет очень гладко».

Представители министерств, эксперты часто отмечают то, что в Украине только 4% законодательных актов гармонизировано с требованиями ЕС, причем экспертизу проходят только те законопроекты, которые подаются от Кабмина, что не может далее затягиваться реформа налоговой системы — это стало препятствием на пути вступления Украины в ВТО и к переговорам о зоне свободной торговли с ЕС. Отсутствие финансирования работы по гармонизации законодательства и других необходимых мер. Это все можно было бы охарактеризовать как домашнее задание, которое все равно придется выполнять ради собственного развития.

Есть и просто невосприятие Украины как потенциального члена ЕС, которое звучало в известных выступлениях комиссара Европейской Комиссии по расширению ЕС Гюнтера Ферхойгена, главы Европейского Конвента Валери Жискар д’Эстена, президента Европейской Комиссии Романо Проди.

Слушания в Верховной Раде пока что показали, что слишком многое остается на уровне деклараций. И слишком мало парламентариев серьезно воспринимают европейскую интеграцию как стратегический курс государства — иначе бы депутатов было, во всяком случае, половина сессионного зала. В то же время именно от парламента зависит львиная доля домашней работы, выполнение которой служило бы аргументом для дипломатии. С другой стороны, присутствие студентов показывает, что у молодого поколения есть, возможно, больше понимания и стратегии, и проблем. И именно они — это тот потенциал, который позволил бы, как считает член Римского клуба Богдан Гаврилишин, «сделать скачок».

Виктор ЗАМЯТИН, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ