— Экспертная группа министерства обороны Украины завершает изучение документации по стандартизации военной техники НАТО. Эта документация была предоставлена Украине руководством альянса. Но вместе с тем хочу отметить, что новая военная техника в Украине строится уже с учетом стандартов НАТО. Например, Харьковское военное предприятие им. Малышева строит пушки к танкам «Т-82» по натовскому калибру 120 мм. В танковой и авиапромышленности Украина также руководствуется стандартами НАТО.
— В ходе реформирования вооруженных сил Украины немало военнослужащих покинут армию, каким будет их дальнейшее социальное обеспечение?
— Министерство обороны занимается этим вопросом, но напомню, в Украине существует соответствующий Совет, возглавляемый господином Шикаловым, и он непосредственно занимается проблемой социального обеспечения уволенных в запас военнослужащих. Недавно этот Совет получил государственный статус.
— Не планируете ли вы воспользоваться опытом балтийских стран, Грузии, и т. п., задействовать в международных учениях по программе «Партнерство ради мира» больше курсантов военных училищ, чем обычных солдат срочной службы, которым после увольнения в запас некому будет передать полученный опыт?
— Безусловно, в задействовании курсантов-профессионалов в учениях по программе ПРМ смысл есть, и мы это уже начали делать. Например, в недавних совместных учениях, которые проходили в Великобритании, в составе роты аэромобильной бригады был взвод курсантов Одесского института сухопутных войск. Так что мы этим занимаемся.
— Какие рода войск подвергаются наибольшему сокращению во время реформирования вооруженных сил Украины?
— Я бы не ставил вопрос о сокращении именно так, я сделал бы акцент на слове «реформирование». Все четыре рода Вооруженных сил (воздушные, морские, наземные и противовоздушные) подлежат этому реформированию, но программой предусмотрено создание нового вида вооруженных сил на основании военно-воздушных сил и сил противовоздушной обороны. Поэтому можно сказать, что реформирование больше всего коснется именно этих двух видов вооруженных сил. Повестка дня заседания Комиссии Украина — НАТО на уровне министров обороны в Брюсселе была более скромной, нежели встреча министров стран НАТО с российским коллегой. Здесь говорилось прежде всего о военной реформе в Украине, продвижение которой считается необходимым условием для углубления сотрудничества между НАТО и Украиной. Для министра обороны Украины Владимира Шкидченко заседание стало первым публичным появлением за границей в новом качестве. Хотя никогда не было секретом, что Шкидченко на Западе воспринимали намного лучше, нежели его предшественника. И не удивительно. Новый украинский министр выступил на английском, что все еще является редким случаем для бывшего СССР. И не столько говорил при этом банальные фразы об успешном продвижении военной реформы, сколько приводил конкретные факты.
На вопросы, как конкретно решаются вопросы технической стандартизации, соответствия украинской военной техники стандартам НАТО, и будет ли это модернизацией уже существующей техники, или же будет строиться новая, Владимир Шкидченко ответил: