Обстановка на границе Азербайджана и Армении остается напряженной. По сообщению Министерства обороны Азербайджана, режим прекращения огня за последние сутки был нарушен 65 раз.
Хотя крупномасштабная война между двумя государствами Южного Кавказа в данный момент маловероятна, полностью исключить ее нельзя. При этом в конфликте участвуют, пусть и косвенно, и другие страны.
Достаточно сказать, что Армения входит в возглавляемую Россией Организацию договора о коллективной безопасности (ОДКБ) и в определенной мере рассчитывает на военную поддержку. К тому же на российской военной базе в армянском Гюмри находится внушительный военный контингент, который постоянно взаимодействует с вооруженными силами Армении.
Для Азербайджана союзником является Турция. Страны связаны стратегическим партнерством как в политической, так и военной сфере. Ничего удивительного нет в том, что проводятся совместные военный учения, а Турция помогает в подготовке и вооружении азербайджанской армии.
Вполне возможно, что запланированные еще год назад турецко-азербайджанские учения не вызвали бы значительного резонанса. Они проходили и раньше без серьезного интереса со стороны прессы, по крайней мере, международной. На этот раз все иначе.
С 29 июля и до 10 августа на территории Азербайджана будут проходить военные учения с участием союзной турецкой армии. По сообщениям азербайджанских СМИ, в Нахичевань, Гянджу, Кюрдамир и Евлах прибыли 11 тыс. турецких военных. Кроме того, пишут о бронетехнике, реактивных системах залпового огня (РСЗО) и ударной авиации.
В Ереване учения назвали провокацией. В интервью российскому телеканалу РБК премьер-министр Армении Никол Пашинян заявил, что Турция «разжигает конфликт». «Для этого есть и текущие интересы, и исторические причины. Ведь Турция не отказалась от политики геноцида армян. Но есть и другой фактор. У Турции, как и в начале века (ХХ — авт), есть мечта — контролировать Южный Кавказ».
Все это выглядит несколько странно. Российские военные 17 июля начали проверку боеготовности на Северном Кавказе. Уже 23 июля начались маневры на территории Армении. Неудивительно, что они серьезно насторожили азербайджанскую сторону, хотя министр обороны России Сергей Шойгу заявил своему азербайджанскому коллеге Закиру Гасанову, что отношения к обострению на армяно-азербайджанской границе это не имеет.
В Баку прекрасно знают, что заявления и уверения Москвы в мирных намерениях обычно предваряют какие-то военные выпады и провокации. И относятся к ним соответственно. В таких условиях помощь союзников очень важна.
Во время столкновений на границе Азербайджана и Армении в Анкару из Баку для консультаций прибыла военная делегация во главе с заместителем министра обороны — командующим Военно-воздушными силами республики генерал-лейтенантом Рамизом Таировым. Затем Совет национальной безопасности (СНБ) Турции принял декларацию, подписанную президентом Реджепом Эрдоганом, в которой говорится, что Армения «годами незаконно оккупирует азербайджанские территории», которые должны быть освобождены. «Турция поддержит любое решение, которое братский азербайджанский народ примет в своей справедливой борьбе».
Если отойти от чисто военных аспектов разворачивающихся учений, то налицо ряд политических проблем, затрагивающих не только ситуацию на Южном Кавказе, а вообще в Азово-Черноморском регионе и даже на Ближнем Востоке и Северной Африке.
В этих районах возрастает внешнеполитическая и военная активность Турции. И она объективно сталкивается с российской экспансией. Хотя были попытки Москвы и Анкары найти modus vivendi сначала в Сирии, потом в Ливии, но ничего не получилось. Интересы сторон не только пересекаются, но полностью противоположны.
Причем Кремль следуя своей обычной практике дает обещания и потом их не выполняет. В полной мере Турция испытала это сначала в Сирии, потом в Ливии. В какой-то момент в Анкаре поняли, что в Москве понимают только язык силы и уничтожающих ударов. Именно поэтому подразделения турецкой армии вошли на сирийскую территорию в провинции Идлиб и таким образом заставили Россию и режим Асада хоть как-то следовать достигнутым раннее соглашениям.
В Ливии произошло примерно таким же образом. Турецкие войска, введенные по просьбе признанного ООН правительства, очень быстро оттеснили поддерживаемые Россией войска маршала Хафтара.
Неприятной неожиданностью для российских военных оказалась не только высокая боеспособность турецких войск, но также оснащенность беспилотниками и умелым их применением с отработанным взаимодействием с другими родами войск.
В очередной раз стало понятным, что турецкая армия очень серьезный противник и Москве придется с этим считаться. И не только в Сирии и Ливии, но также и в других регионах и театрах военных действий.
В военно-политическом смысле или в военно-стратегическом учения в Азербайджане направлены не столько в адрес Армении, воевать она просто не в состоянии по экономическим и финансовым причинам, сколько в адрес России.
Во-первых, они четко показывают границы распространения влияния Москвы в стратегически важном регионе. Никто не позволит там устроить какое-то подобие агрессии по типу Кавказской войны 2008 года. Армения с Россией не граничит, а прорываться через территорию Грузии российской армии никто не позволит. Так что Кремлю дают понять необходимость снизить накал конфликта со стороны Армении. Тем более, что она не самостоятельна в принятии подобных решений.
Во-вторых, Черное и Азовское моря не внутренние воды России и московские поползновения в отношении причерноморских государств вызовут соответствующие действия Турции.
Последняя демонстрирует свою отстраненность от России в том числе в экономической сфере. Оба газопровода «Голубой поток» и «Турецкий поток» фактически стоят пустыми. Поставки российского газа в Турцию рухнули на 72% и увеличивать их никто не собирается.
Как следствие, Анкара подала заявку на доминирование в Черном море и в восточной части Средиземного. Пока попытки оспорить ее не удались.
Что касается Украины, то у нас есть заинтересованность в мирном урегулировании конфликта вокруг Нагорного Карабаха при восстановлении территориальной целостности Азербайджана. Соответственно в развитии и углублении стратегического партнерства с этой страной и, конечно, с Турцией.
Мир на Южном Кавказе означает ограничение экспансии России. Если военные учения турецкой и азербайджанской армий этому способствуют, то это и в украинских интересах.