В историческом аспекте политические отношения между Украиной и Венгрией можно называть по-разному. Соседство на протяжении многих веков до ХХ особых проблем не вызывало. Однако глобальные трагедии человечества, начиная именно с ХХ века, изменили состояние «спокойствия». Правящая элита в Венгрии непременно отличалась непомерными амбициями, пафосным популизмом и… поражениями. Да! Венгерский народ, благодаря слепой воле их элит, снова и снова попадал в проигрышную ловушку. Вспомните Первую мировую войну, Вторую мировую. Накануне последней в ХХ веке цивилизационной трагедии Венгрия вероломно оккупировала Карпатскую Украину и в 1939 году утопила ее в крови, уничтожив сотни карпатских сечевиков и мирного населения. В 1943 году 105-я венгерская дивизия в составе немецко-фашистских войск совершила бесчеловечную карательную операцию против мирного населения в Корюковке на Черниговщине, где было уничтожено, сожжено заживо около 7 тысяч украинцев. Только в одном населенном пункте! Корюковская трагедия стала самым масштабным актом против человечности по отношению к мирному населению за все годы страшной войны. Принесли немало и другого горя венгерские войска на украинской земле. Но время прошло…
В последние годы, особенно в период премьерства в Венгрии Виктора Орбана ощутимой стала близость с режимом Путина. Об этом уже написано немало. Одним из последствий такой «дружбы» стали и политико-конфликтные недоразумения с Украиной, которые время от времени, как по определенному указанию, возникали в пространстве двусторонних отношений. Но, несмотря на очевидную искусственность конфликтных ситуаций, возникающих в украинско-венгерских отношениях на официальном уровне, факты свидетельствуют и о тесном сотрудничестве двух стран во многих сферах обыденной общественно-политической, экономической и культурной жизни. В первую очередь Венгрия провозглашает постоянную официальную поддержку суверенитета и территориальной целостности Украины. Одобрила она и евроинтеграционные стремления Украины, включая идею присоединения к ЕС по ускоренной процедуре.
И действительно, в последние годы со стороны Венгрии оживились и поддержка и реальная помощь в вопросах инфраструктурной децентрализации, медицинского оборудования (особенно антиковидного), других аспектов материального благосостояния граждан Украины не только в приграничном Закарпатье. И опять же, несмотря на это, время от времени возникали ситуативные проблемы, которые указывали на вроде бы недружеские отношения между украинцами и венграми. Хроника этих обстоятельств и событий прекрасно освещена в публичном пространстве. Интересно, что об антивенгерской пропаганде в Закарпатье чаще всего общество узнавало не от венгров, а от россиян или пророссийских агентов в виде соответствующих СМИ и других лоббистов (!). Это четко указывает на то, кому действительно выгодно усиление противоречий между соседями и раздувание конфликтов.
За последние несколько лет до нынешней агрессии у провокаторов был только один давно испытанный аргумент – язык. Вопрос венгерского языка крутился в проблемном круге и особым образом был эхом по его использованию в органах публичной власти и в образовательных процессах как материнского (родного). Даже вопрос децентрализации и административно-территориальной реформы не удалось использовать в отрицательном ракурсе, поскольку она проведена была в Закарпатье в духе учета интересов венгерского национального меньшинства и тех территориальных громад, где это сообщество больше всего представлено. И в самом деле, время показало, что, во-первых, все далеко не так, как подается пропагандистами, Украина придерживается всех национальных и европейских нормативно-правовых актов, а во-вторых, все вопросы взаимно согласовываются, и эта практика действенна.
То есть, если отбросить популистскую ширму и искусственно поддерживаемую недружественную пропаганду, то все вопросы решаются привычным политико-дипломатическим способом и острота любой проблемы спокойно снимается с повестки дня (хотя бы на время). Следовательно, делаем вывод – заинтересована в конфликтных ситуациях между Украиной и Венгрией только Россия.
Да, сегодня Венгрия – член европейской семьи, равноправный представитель Европейского Союза, цивилизованного и демократического сообщества. А в Украине сегодня война. Весь цивилизованный мир вот уже больше месяца сопереживает украинцам и прилагает максимальные усилия, чтобы остановить эту страшную трагедию ХХІ века. Особую роль в помощи играет ЕС, где каждый из его членов осознает важность своей части поддержки. Вот здесь появляется и шанс исправить ошибки в непростых венгерско-украинских отношениях.
Ведь сейчас, в условиях острой фазы агрессии России против Украины, изменился акцент обстоятельств сотрудничества между государствами ЕС, а значит, меняется и акцент проблемных моментов. В то же время российский агрессор пытается действовать коварно и в тылу, и на внешнеполитической арене, одной из ключевых задач чего является поссорить партнеров, изменить устоявшиеся и согласованные формы взаимоотношений. Поэтому и сейчас путинский режим пытается делать информационные вбросы о намерениях венгерского меньшинства создать фейковую республику на Закарпатье, запугивает венгерское население якобы расправой со стороны украинцев и т.д. Примечательно, что информация об этом опять же поступает либо от российских, либо от откровенно пророссийских источников, что уже доказано и разоблачено СБУ.
Сегодня на повестку дня вышел вопрос материально-финансовой поддержки Украины со стороны стран ЕС и НАТО. Что мы видим? Прежде всего справедливости ради необходимо сказать, что с начала февральской агрессии России, официальный Будапешт начал широкомасштабную миссию по гуманитарной помощи, утвердил программу приема беженцев из Украины. И более 300 тысяч украинцев уже пересекли границу с Венгрией. Казалось бы, отношения начинают выходить на другой уровень. Но, к сожалению, не все так однозначно.
На фоне всеобщей поддержки Украины государствами Европейского Союза и НАТО политика венгерской власти относительно помощи Украине несколько отличается. Понятно, что в основу такой осторожности формально или неформально заложены национальные интересы страны. Но ведь они есть у каждой страны ЕС, они есть и у тех, кто поддерживает Украину материально, в том числе и в военном плане.
Какие действия официального Будапешта, прежде всего, удивляют на фоне общеевропейской поддержки Украины?
Первое. Экономические санкции в сфере энергоносителей против России Венгрия не поддерживает из-за якобы энергозависимости от страны-агрессора. Но зависят отчасти и те, кто готов отказаться от них. Если под другим углом взглянуть на поездку премьера Виктора Орбана в Россию перед началом широкомасштабного вторжения в Украину и получения скидки на газ, то это не оправдание такого поведения. Как видим, эта позиция упорно неизменна. И выгода очевидна – цена на газ в пять раз ниже, чем для других, плюс кредит для запуска Пакшской АЭС.
Второе. Отказ от транзита через свою территорию военной помощи тоже выглядит странно. Официальный Будапешт, в отличие от других соседей – членов НАТО, считает это втягиванием Венгрии в войну. Но соседние словаки и румыны в такой же зоне «комфорта», как и венгры. И они не только не отказываются, но и предлагают увеличение интенсивности соответствующих коридоров. Принципиальная позиция венгров касалась и размещения на территории Венгрии дополнительных сил НАТО. Но уже нет этой «принципиальной» позиции. После саммита 24 марта этот вопрос снят с повестки дня – лидер блока Йенс Столтенберг заявил, что в Венгрии будет размещена дополнительная боевая группа, как и в Словакии, Румынии, Болгарии (в странах Балтии и Польши они уже были сосредоточены ранее).
Третье. Публичные заявления о том, что оружие, предоставленное Украине, может выстрелить против закарпатских венгров, вызывает непонимание даже у самих этнических венгров. Венгры Закарпатья – это граждане Украины, которые так же защищают свою Родину от российских оккупантов, как и остальные соотечественники, и делают все, чтобы война не пришла в их дома, на Закарпатье. Война идет по всей Украине. И оружие поражения, применяемое Россией против мирного населения Украины, не выбирает только украинца, венгра, словака или россиянина. Это угроза жизни всем без исключения. Это угроза, не имеющая предела. Венгерским властям следует понять, что, помогая Украине, они спасают в том числе и представителей венгерского меньшинства Украины. С другой стороны, нельзя защитить этнических венгров, не желая предоставлять средства защиты, и нельзя в данной ситуации оставаться нейтральным.
В конечном счете, «осторожность» официального Будапешта выглядит довольно странно на фоне решительных позиций правительств Польши, Словакии, Чехии, что в конечном итоге может привести к ухудшению отношений с партнерами по Вышеградской четверке. И это на днях уже произошло – министр обороны Чехии Яна Чернохова отказалась приехать в Будапешт на официальную министерскую встречу стран этой группы из-за позиции Венгрии касательно помощи Украине. И мы расцениваем это как начало изоляции Венгрии официальными кругами европейских партнеров. Очевидно, продолжение следует…
Зачем же выглядеть «чудаком» на фоне такой всеобщей европейской поддержки Украине? Это ведь не плюс для перспектив единства ЕС. И «галочка» эта вряд ли будет засчитана в Кремле, поскольку, как показывает опыт, Кремль нападает в первую очередь на тех, кого считает самым близким. Истребление русскоговорящего населения Мариуполя, Херсона, Харькова тому яркий пример. Ну, разве что у официального Будапешта другие планы, о чем уже сказала вице-премьер-министр по вопросам реинтеграции временно оккупированных территорий Ирина Верещук.
Когда венгерское правительство, с одной стороны, присылает действительно важную гуманитарную помощь и с открытым сердцем принимает украинских беженцев, что не может не вызвать искреннюю благодарность украинцев, заявления официальных лиц о непредоставлении оружия, о неподдержке закрытия неба над Украиной, о нежелании платить цену войны, в первую очередь, отказавшись от российских энергоносителей, выглядят еще большим диссонансом. Поскольку если и дальше выступать против перечисленных мер, то количество беженцев будет только расти, а значит, и цена войны для Венгрии – тоже. Понятно, что и гуманитарная помощь, и средства, выделяемые на содержание беженцев, – это то, что вкладывает венгерское государство в поддержку Украины, это цена, которую Венгрия уже платит. Оказав помощь Украине, чтобы остановить наступление, Венгрия эту цену снизит, так как уменьшится поток беженцев.
Еще одно. Венгерские должностные лица постоянно говорят, что они делают то, что от них просит венгерская община за границей. А представители венгерской общины, воюющие в рядах украинских вооруженных сил, нуждаются в поддержке закрытия украинского неба, оружии и защитном оборудовании. Отказ в этом, конечно, не нивелирует значение предоставления другой гуманитарной помощи и приема беженцев, но ставит много вопросов. Но помните! Украина благодарна за все! И Венгрия помогает во многом. Но в этой ситуации нужно еще больше. Нужна как материальная, так и моральная поддержка. Мы ведь рядом, мы соседи, очень близкие. И на всех нас смотрит мир. А времена меняются сейчас очень быстро.
Крах правил международной безопасности изменяет правила межнациональных отношений. Все страны мира переосмысливают свое место в них. Обратите внимание, что даже Германия, другие «скептики» и традиционно нейтральные страны, такие как Швейцария, оказывают помощь Украине, в том числе и оружием. А Польша, у которой также были в истории противоречия с украинцами, и даже гораздо серьезнее, чем с венграми, сразу отбросила все ненужное и сегодня огромный партнер и друг Украины. Чем не пример?
Еще один немаловажный момент. Венгерский народ. Венгерское население гораздо более категорично в поддержке Украины, чем власть. В Венгрии проживает большая доля родственников украинцев. Там проживает большая украинская община. И в Венгрии люди понимают трагедию, в которой оказалась Украина. Они сопереживают ужасу и объединились, чтобы максимально помочь и поддержать. Возможно, и официальная политика изменится после выборов, которые вот-вот состоятся в стране.
Поэтому было бы хорошо, если бы официальные круги Венгрии пересмотрели свою позицию относительно помощи Украине. Не можете помочь военной техникой, способствуйте предоставлению защитного оборудования. Украина ценит всех, кто сегодня стоит на защите Демократической Европы и ее ценностей. Кроме того, непосредственный сосед Украины Венгрия могла бы предложить себя региональным координатором помощи для беженцев, внутренне перемещенных лиц, и это должным образом было бы оценено в ЕС. Горе ведь не бывает одиноким…
Мы уверены, что современная демократия, а именно она является собирательным образом Европейского Союза, – это умение поддерживать и договариваться, особенно в критических ситуациях. И новейшие обстоятельства могут показать это всему миру. А является ли Венгрия сателлитом путинской России в Европейском Союзе – быстро решает время. И Президент Украины Владимир Зеленский совершенно справедливо и откровенно спрашивает венгров – с кем вы? Это то время, когда спрашивают у каждого, и каждый сам себе задает этот же вопрос – с кем он?
Надеемся, что Венгрия решится разорвать связи с Москвой и сможет принять сложное, но единственно стратегически правильное решение в этой сверхсложной ситуации. Ведь нам вскоре после победы жить вместе в европейской семье, «семье вольной, новой…»!