«Америка считает Грузию своим самым мощным союзником в блоке бывших советских республик, но Вашингтону слишком нужна Россия в таких больших вопросах, как Иран, чтобы рисковать всем остальным для защиты Грузии».
Этой или другой военной акции Москвы следовало ожидать с тех пор как В. Путин назвал самой большой трагедией ХХ века не злодеяния нацистов, фашистов или сталинского режима, а распад СССР. На Кавказе, очевидно, начата далеко идущая акция, направленная на тестирование реакции Запада на возможные шаги с целью воссоздания бывшей империи в новых формах. Очень похоже, что российская сторона действует по рецептам радикалов из таких аналитических центров, как, скажем, затулинский Институт стран СНГ.
В любом случае, сложившуюся ситуацию следует рассматривать в контексте глобальных программ для России, разработанных в эпоху президентства В. Путина. С приходом к власти Д.?Медведева эти планы кристаллизируются, приобретая дополнения в связи с очевидным торможением попыток Кремля начать построение многополюсного мира, в котором Россия могла бы балансировать между американским, евроатлантическим и китайским «рифами» в соответствии с текущими интересами собственной безопасности. То есть: в зависимости от оценки угроз от одной из сторон вступать в альянс или заключать определенные двухсторонние соглашения с той из этих сторон, которая на тот момент может сыграть позитивную для России роль.
Неуступчивость официального Вашингтона, стремящегося сохранить американскую гегемонию в глобальных делах, без сомнения, стала основанием для курса на нагнетание Россией отношений с Америкой, свидетельством чего является солидная предварительная подготовленность российского государственного телеканала к развертыванию «психологической войны». Во всяком случае, канал «РОССИЯ» уже через считанные часы после грузинской бомбардировки Цхинвали представил хорошо проработанную программу о «связях грузинских президентов Шеварднадзе и Саакашвили с агентом ЦРУ Брюсом Джексоном», а также кинофильм об «антироссийской направленности Грузинской демократической республики (1918–1920).
Трудно поверить в случайность для Москвы действий президента Саакашвили. Во всяком случае, в материале российского эксперта почти за неделю до войны отмечалось: «В минувшие выходные (2 августа) в Грузии открылся второй фронт. На фоне попыток превращения процесса урегулирования грузино-абхазского конфликта в цивилизованный диалог при посредничестве западных стран, который мог бы быть вполне конструктивным, события в зоне грузино-осетинского конфликта, сопровождавшиеся жертвами среди мирных жителей, вновь заставили говорить о войне. Кто начал стрелять первым в ночь на 2 августа — жители грузинских или югоосетинских сел, военные с той или иной стороны?— непонятно. У каждого версия своя. Вернее, их две — югоосетинская, которую официально поддерживает Россия, упрекая в развязывании агрессии Тбилиси, и грузинская — согласно ей, первые выстрелы раздались со стороны югоосетинских сел».
Опять же, еще 3-го, а не 10 августа, как это утверждают российские журналисты и обозреватели, власти непризнанной республики сообщили о начале эвакуациям части населения.
Существуют определенные подтверждения того, что военные действия в виде артобстрела начали именно осетины в ночь с 1-го на 2 августа, а Грузия только отвечала на такие «провокации».
На самом деле, и это косвенно подтверждают сами российские источники, руководство Грузии в период с 4 по буквально 8 августа пыталось вести переговоры с Москвой для налаживания прямого диалога с осетинами. Но грузины, как известно, отрицали при этом формат контроля в виде смешанной комиссии, что, похоже, не устраивало Москву, считающую себя главным ответственным за ситуацию в Грузии. В ответ на эту и другие инициативы грузинского руководства российский МИД предупреждал своих визави в Тбилиси о недопустимости применения силы, вообще не реагируя на провокации со стороны осетин. Опять же, 5 августа была опубликована информация о назначенной на 7 августа встрече грузинского министра Якобашвили с вице-премьером Южной Осетии Чочиевым и возможное присутствие на ней посла МИД России по особым поручениям Попова. Западные обозреватели вообще активно писали о желательной встрече Саакашвили с Кокойтой при посредничестве россиян.
Телефонная беседа заместителя министра иностранных дел России Карасина с заместителем государственного секретаря США Фридом не может здесь выступать аргументом в пользу российской позиции, поскольку, по сообщениям открытых источников, американский дипломат в ходе беседы призвал сделать максимум возможного для решения существующих проблем посредством переговоров. При этом он ссылался на заявление грузинского МИД о нежелании прибегать к чрезвычайным средствам, а в то же время, указал на предварительные договоренности между осетинами и абхазцами о совместных действиях против Грузии.
Свою роль в поведении Тбилиси сыграли сообщения о подготовке россиянами казаков-добровольцев на Северном Кавказе и их приезд в Цхинвали. Таким образом, очевидно, что Россия заранее готовилась к военным действиям. И сам лидер «казачьих войск России и Зарубежья (СКВРиЗ) Виктор Водолацкий сообщил, что формирование таких батальонов началось» давно, а в их состав входят наиболее подготовленные воины. Следовательно, у грузин были достаточные основания считать Россию причастной к заострению ситуации.
Для Москвы важным моментом в принятии решения о масштабном участии в войне, возможно, стала уверенность в том, что государства-члены ЕС не поддержат жесткую позицию американского руководства в пользу режима Саакашвили. При этом они не слишком руководствовались официальным заявлением председательствующей в ЕС Франции, которое содержало призыв к сдержанности, но вместе с тем утверждало, что Евросоюз, как никогда ранее, желает быть полностью втянутым в процесс мирного урегулирования в Грузии.
17 июля в Тбилиси побывал глава МИД ФРГ Штайнмайер, привезший трехэтапный план урегулирования конфликта, в котором предусматривались следующие этапы: (1) отказ Грузии от использования силы и обещание Абхазии гарантировать беспрепятственное возвращение в эту автономию около 250 тысяч грузинских беженцев, которые в свое время вынуждены были покинуть республику; (2) начало совместных проектов по возрождению экономики, инфраструктуры и социальной сферы за счет стран-доноров; (3) только после этого начало переговоров о статусе Абхазии. Правда, немецкий министр подтвердил право Грузии на восстановление территориальной целостности, на что, особенно относительно третьего этапа, очень негативно отреагировали в Абхазии.
Продолжительная активность американцев на грузинской территории стала далеко не последним и очень важным мотивом для очень жесткой реакции Москвы на поведение грузинского руководства. «Если кому-то и нужные были доказательства значимости нынешнего кризиса многострадального кавказского государства Грузия, то 15 июля он их получил с началом военных учений, в которых задействовано до тысячи военнослужащих США,— почти месяц назад писала лондонская The Financial Times. Официально Белый дом утверждал, что учения были запланированы давно и не имели ничего общего со спорами между Москвой и Тбилиси о грузинских провинциях, однако обычная логика не позволяет назвать это совпадение случайным. Характерно, что именно эти учения, накануне которых Грузию посетила К.?Райс, стали причиной для откровенности Москвы, официальный представитель которой впервые незадолго до начала войны открыто признал, что Россия уже неоднократно нарушала грузинские границы с целью предупреждения Саакашвили от агрессивных действий.
На самом деле ни США, ни ЕС не могут себе позволить согласиться на такое право России, поскольку это будет означать для них диктат Москвы относительно дальнейшего расширения НАТО и, возможно, ЕС. К тому же Грузия для Запада вместе с Украиной остается государством, осуществившим демократический прорыв на постсоветском пространстве, а также остается единственным маршрутом, по которому каспийские нефть и газ могут поступать на мировые рынки в обход России.
Напомним, что еще 14 июля, после признания Москвой умышленного нарушения воздушного пространства Грузии, пресс-секретарь государственного департамента Маккормак поставил под сомнение стабилизирующую роль России в регионе Южного Кавказа, а бывший посол США в Грузии (теперь профессор Дартмуского колледжа) Яловиц обозначил действия Москвы, которые могли привести к формальной аннексии Абхазии Россией. «Ряд последовательных шагов со стороны России в этом направлении, — отметил он, — привели к демонстрации военной силы, которая может вывести ситуацию из-под контроля и повлечь за собой начало новой войны. Это будет трагедией». На его взгляд, для руководства России безответственно накалять ситуацию в регионе, когда еще не решена проблема Чечни, а общий контекст может привести к краху проекта проведения зимней Олимпиады в недалеком от Грузии городе Сочи. Яловиц давно уже предлагает Америке и Евросоюзу взять на себя функцию посредника в попытке «деэскалации напряженности и предупреждения войны». Практически все бывшие и действующие сотрудники государственного департамента, причастные к проблемам Грузии, призывают Буша объединиться с европейскими союзниками и вместе дать Москве понять, что ее действия не останутся безнаказанными.
Нужно заметить, что за несколько дней до войны в Грузии в российских СМИ печатается заявление анонимного высокого уровня чиновника российского МИД, который предупредил, что отношения между РФ и США могут серьезно усложниться и даже сойти на нет после президентских выборов этого года в США, поскольку «Россия может себе позволить не иметь вообще никаких отношений с теми или иными партнерами, если им так хочется».
Госдепартамент США назвал это недоразумением и заявил, что в Вашингтоне уже создана двухпартийная комиссия для выработки консолидированной позиции американского истеблишмента относительно российской политики Америки. Отметим, что сопредседателями комиссии стали сенатор-республиканец Чак Хейгел и бывший сенатор-демократ Гарри Харт, известные аналитическим мышлением. В состав комиссии вошли специалисты, не имеющие отношения к предвыборной кампании этого года, а сразу после выборов в ноябре в Москву приедет делегация комиссии с целью подготовки доклада для нового главы Белого дома и состава Конгресса. В составе комиссии бывший министр торговли Питерсон, бывший помощник президента по национальной безопасности Блеквилл, экс-командующий силами США в Европе генерал Байд, бывший заместитель госсекретаря Барт, директор программ России и Евразии Фонда Карнеги за международный мир, Коллинз и другие. Вошли в ее состав и солидные эксперты из российской политики. Рекомендации комиссии, безусловно, будут переданы обоим кандидатам в президенты.
Исследователи «ядерных игр» Москвы времен существования СССР сразу после начала войны в Южной Осетии отметили, что администрация Медведева–Путина использовала сценарий, уже разработанный СССР в 1967 году для урегулирования конфликта на Ближнем Востоке, когда якобы планировалась превентивная агрессия против Израиля. Поэтому закономерно связывать начало войны и с планами размещения элементов американской ПРО в Чехии и Польше, а также с приглашением Украины и Грузии в НАТО, которое подтвердил Буш во время своего визита в Киев.
Официальные реагирования США на события в Грузии довольно сдержанные. Единственным, кто позволил себе откровенность, стал вице-президент Дик Чейни. Он в телефонном разговоре с Саакашвили заявил, что российская военная акция в Грузии не должна остаться без ответа. И далее сказал такое: «ее (агрессии) продолжение будет иметь серьезные последствия для ее (России) отношений с Соединенными Штатами и широкой международной общественностью».
Доминирует в Вашингтоне подход, сформулированный обозревателем New York Times Хелен Купер: «Америка считает Грузию своим самым мощным союзником в блоке бывших советских республик, но Вашингтону слишком нужна Россия в таких больших вопросах, как Иран, чтобы рисковать всем остальным для защиты Грузии».
Украинский аспект проблемы может быть обозначен в рамках всеобщего признания того «факта», что Украина «ступила на кавказскую сковородку» буквальной дипломатической бомбардировкой России и угрозами не впустить назад в Севастополь корабли Черноморского флота, которые принимают участие в фактической блокировке Грузии.