Вместе со встречей министров иностранных дел — членов НАТО в Брюсселе происходят параллельно другие события. В частности, второй день в штаб-квартире Альянса продолжается рабочий визит начальника Генштаба Виктора Муженко, который в среду провел встречу с начальниками штабов ведущих стран НАТО. В ходе заседания военного комитета Альянса в формате Украина—НАТО Муженко выступил с докладом, в котором осветил ситуацию на Донбассе и возможный ход событий. Кроме того, Муженко доложил об основных положениях военного стратегического бюллетеня, который планируется для утверждения в ближайшее время, а также рассказал о главных направлениях государственной программы развития ВСУ на период до 2020 года. В четверг Муженко встретился с главнокомандующим ВС НАТО в Европе Кертисом Скапаротти.
Основной вопрос — этапы соответствия украинской армии стандартам НАТО, двустороннее военное сотрудничество и вопрос предоставления материально-технической помощи Украине — экипировки, средств связи, транспорта, медицинского оборудования.
Стоит сказать, что, безусловно, пока не только ВСУ, но и вообще Украина, далека от натовской планки. Поэтому речь может сейчас идти лишь о сотрудничестве Украины с НАТО и возможной помощи. Кстати, Скапаротти, который, очевидно, занимает более решительную позицию, чем Председатель военного комитета НАТО Петр Павел относительно предоставления Украине летального оружия, в среду на пресс-конференции в штаб-квартире заявил, что пока НАТО может помочь Украине лишь политически. В частности, он сказал: «Наиболее эффективная поддержка, которую мы можем предоставить Украине, — это политическая поддержка, поддержка санкциями вместе с ЕС, поддержка обучением и советами Вооруженных сил». И добавил: «Минск, возможно, и не является идеальным путем для политического решения, что это именно тот путь, который мы получили». С другой стороны, странным является несоответствие позиций в таких заявлениях внутри самого НАТО, ведь еще в среду Генсек НАТО Йенс Столтенберг несколько раз отметил, что считает договор Россия—НАТО до сих пор действующим. Поэтому — какие санкции? В действительности, НАТО и дальше будет пытаться, используя все возможные средства для диалога, «уговаривать» Москву не делать «дебош».
В ШТАБ-КВАРТИРЕ НАТО В БРЮССЕЛЕ «День» ПОДАРИЛ ПРЕДСЕДАТЕЛЮ ВОЕННОГО КОМИТЕТА АЛЬЯНСА ПЕТРУ ПАВЕЛУ АНГЛОЯЗЫЧНУЮ КНИГУ «A CASE» ИЗ НАШЕЙ БИБЛИОТЕКИ, СОСТАВИТЕЛЕМ КОТОРОЙ ЯВЛЯЕТСЯ ИВАН КАПСАМУН. «В ЭТОЙ КНИГЕ НЕ ТОЛЬКО ПОКАЗАНА БЕЗ ПРИКРАС НОВЕЙШАЯ ИСТОРИЯ СОВРЕМЕННОЙ УКРАИНЫ, — ОБЪЯСНИЛИ ЖУРНАЛИСТЫ ПАВЕЛУ, — НО И ОСВЕЩЕНЫ ИСТОКИ БОЛЬШОЙ ТРАГЕДИИ — ВОЙНЫ И ОККУПАЦИИ НАШИХ ТЕРРИТОРИЙ. В КОНЦЕ КОНЦОВ ИССЛЕДОВАНА ПРИЧИНА, ПО КОТОРОЙ УКРАИНА В ОПРЕДЕЛЕННОЕ ВРЕМЯ ЗАТОРМОЗИЛА НА ПУТИ К НАТО И ПОТЕРЯЛА САМОЕ ГЛАВНОЕ — ВРЕМЯ, КОТОРОЕ МЫ СЕЙЧАС ПЫТАЕМСЯ НАВЕРСТАТЬ». КРОМЕ ТОГО, КНИГИ «КОТЕЛ», АБО СПРАВА БЕЗ ТЕРМІНУ ДАВНОСТІ» (СОСТАВИТЕЛЬ ИВАН КАПСАМУН) И «Я — СВІДОК. ЗАПИСКИ З ОКУПОВАНОГО ЛУГАНСЬКА» (АВТОР ВАЛЕНТИН ТОРБА) ПОЛУЧИЛ НАЧАЛЬНИК ГЕНШТАБА УКРАИНЫ ВИКТОР МУЖЕНКО. «ЛУГАНСК БЫЛ ОЧЕНЬ БЛИЗКО, И МЫ МОГЛИ ЕГО ОСВОБОДИТЬ», — ОТРЕАГИРОВАЛ НА ПОДАРОК УКРАИНСКИЙ ГЕНЕРАЛ / ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНО АВТОРОМ
Вообще демократичность западных стран иногда зашкаливает, и это видно в деталях. Небольшой штрих — в Европе устраивают конкурсы на самое обидное стихотворение против президента Турции Эрдогана, а в штаб-квартире НАТО прямо на входе транслируется «Россия24». Напомним, что это Турция сбила российский самолет, когда тот нарушил ее воздушное пространство, и тем самым, похоже, испугал Альянс. Да, не столько Россию, сколько именно НАТО, которое сразу заговорило о мирном диалоге между сторонами (то есть НАТО предпочло не называть себя стороной инцидента!).
Напомним, что ни перед Первой, ни перед Второй мировыми войнами вроде бы не было предпосылок к многочисленным смертям. Ведь это невыгодно и вообще неразумно. Финал известен. Миллионы смертей и, как результат, новая система коллективной безопасности, которая базируется на принципе сдерживания и противовесов. Но, похоже, в настоящее время мир, который должен был сделать соответствующие выводы, опять стоит на грани большой беды. Это, конечно, опять же и не выгодно, и не разумно. Но в том-то и дело, что логика агрессора всегда исходит из другой системы координат. Casus belli для большой войны существует и заключается он не в том, что Путин может напасть на страну-члена НАТО, и Альянс вынужден будет применить силу. Петр Павел в среду сообщил, что даже нарушение воздушного пространства российскими военными самолетами не является поводом для применения так называемой 5-й статьи.
Предпосылка к большой войне заключается как раз в том, что на действии агрессора другая не менее сильная сторона смотрит с позиции — жертвовать малым миром ради большего мира. Закрыть глаза на Украину, которая и без того не является членом НАТО, усилить присутствие в восточной Европе, но не давать летальное оружие Украине, и тому подобное. Мол, как-то оно будет, лишь бы ничего не случилось. Виденье поведения РФ, и это опять же объявил Павел, заключается в том, что Альянс считает, что Россия просто хочет сохранить влияние «на периферию». Под «периферией» Павел понимает в том числе и Украину. А большая война Путину не нужна. Абсолютно логичная позиция, которая, правда, противоречит исторической философии Кремля.
В четверг в штаб-квартире НАТО «День» задал несколько вопросов начальнику Генштаба Украины Виктору МУЖЕНКО.
«ВСЕ НАЧАЛЬНИКИ ГЕНШТАБОВ СТРАН НАТО ЕДИНОГЛАСНО ПОДДЕРЖИВАЮТ УКРАИНУ»
— Каковы результаты вашей встречи с начальниками генштабов стран-членов НАТО в среду?
— Результат позитивный. И это касается не только двусторонних встреч. После нашего доклада, были одобрены соответствующие документы относительно помощи Украине, и все начальники генштабов единодушно поддержали нас. Обсужден широкий круг вопросов, и Донбассом беседы не ограничились. Угроза от РФ заключается в целом спектре направлений. Это касается не только юго-восточного направления, но и южного. Потенциальных опасностей много.
— В чем особенность стратегического военного бюллетеня, предложенного на этот год?
— Бюллетень — это стратегический документ развития сектора обороны и безопасности страны, развития ВСУ. Особенностью его является то, что в настоящем документе предусмотрено четкое разграничение функций и полномочий между министерством обороны и Генштабом. Определяется четкая подчиненность. Кроме того, в бюллетене есть ряд документов, которые предусматривают освещение виденья относительно будущего ВСУ, в частности, в русле стандартов НАТО.
— На каком этапе находится Украина относительно соответствия этим стандартам?
— Относительно стандартизации у нас продолжается плодотворная работа. Эксперты НАТО положительно отмечают этот процесс. Мы делаем акцент на стандартах оперативного и стратегического масштаба. Для этого учитывается опыт наших военнослужащих и инструкторов НАТО, который мы приобретаем, в частности, на Яворовском полигоне. Это касается и создания Сил специальных операций. При этом инструкторы и военные ССО исполняют свои обязанности параллельно с учебой и привлечением иностранных инструкторов.
— Если будет принято решение о введении на Донбасс полицейской миссии ОБСЕ, то как она будет корреспондироваться с ВСУ? Не станет ли она преградой на пути восстановления нашей территориальной целостности?
— Вопрос присутствия полицейской миссии ОБСЕ на Донбассе находится еще в стадии обсуждения. Если такое решение будет принято, тогда начнем согласовывать, как дальше сотрудничать миссии ОБСЕ и ВСУ. В настоящий момент на Донбассе работает мониторинговая миссия ОБСЕ. Хотелось бы, чтобы эта работа была эффективной, но пока мы видим постоянное нарушение российскими оккупационными войсками Минских договоренностей. Например, за прошлые сутки имел место факт применения боевиками тяжелого вооружения. Это был первый случай использования тяжелой артиллерии за период с 30 апреля.