После создания нового палестинского правительства национального единства с участием движений «Фатх» и ХАМАС и саммита Лиги арабских государств, возродившего план урегулирования короля Абдуллы 2002 года, настало время действий для так называемой «ближневосточной четверки», состоящей из Европейского Союза, России, ООН и Соединенных Штатов. «Четверка» фактически бездействовала с 2000 года, потому что любой мирный процесс требует переговоров между конфликтующими сторонами.
Вместо этого, в регионе проводилась политика односторонних действий. Некоторые меры, как, например, вывод Израилем в одностороннем порядке войск из Ливана в 2000 году и из сектора Газы в 2005, или же соблюдение «Хамас» в течение года решения о прекращении огня, можно считать конструктивными. Но какими бы позитивными ни были их цели, эти шаги были предприняты без консультаций с противоположной стороной, что только закрепило мнение об отсутствии партнера.
К лету 2006 года, отмеченного войной в Ливане и повторной оккупацией сектора Газы, несостоятельность одностороннего подхода была очевидна. Сегодня мы знаем, что только политический процесс, принимающий во внимание законные национальные интересы каждой из сторон, может уменьшить риск возобновления вооруженного конфликта на Ближнем Востоке.
Для возобновления такого процесса необходимо четыре шага. Первый — возрождение ближневосточной «четверки» — уже был предпринят. «Четверка» остается самым подходящим форматом, поскольку сочетает в себе европейские идеи и помощь с легитимностью ООН и лидерством США. Она также включает Россию и имеет достаточно небольшое число участников для быстрого принятия решений в случае необходимости.
Но помимо своего возрождения, «четверка» также должна расширить свой мандат и работать над разрешением не только израильско-палестинских проблем, но и израильско-сирийского и израильско-ливанского конфликтов. Это не препятствует осуществлению администрацией США независимых инициатив на израильско-палестинской арене.
Сегодня отказ США вести прямые переговоры с Сирией или поощрять Израиль ко вступлению в такие переговоры препятствует такому расширению мандата «четверки». Игнорировать Сирию однако нельзя, потому что она способна подорвать попытки урегулирования израильско-палестинского конфликта или стабилизации Ливана. Поведение Сирии тесно связано с ее перспективами вернуть оккупированную часть собственной территории — Голанские высоты — и она явно заинтересована в новом мирном процессе с Израилем для достижения этой национальной цели.
Во-вторых, устаревшая «дорожная карта» «четверки» должна быть заменена «целевой картой», учитывающей основные легитимные интересы всех сторон в конфликте. Эти интересы не являются взаимоисключающими, и их можно кратко описать следующим образом: безопасность Израиля, статус государства для Палестины, суверенитет Ливана и территориальная целостность Сирии. «Четверка» должна провести консультации с каждой из сторон, чтобы еще точнее определить эти интересы. Например, что означает безопасность Израиля и что необходимо для ее обеспечения? Как можно сохранить государственность Палестины? Какие гарантии необходимы для охраны суверенитета Ливана?
В-третьих, необходимо восстановить диалог. Это может быть наиболее сложной задачей и принадлежит, главным образом, к сфере ответственности европейцев. Опять таки, отношения между Сирией и Израилем имеют решающее значение. Правительство Израиля необходимо убедить в том, что возобновление мирных переговоров может привести к более конструктивному поведению Сирии в отношении Ливана и израильско-палестинского конфликта.
Правительство Сирии осознало, что должно продемонстрировать свою готовность к диалогу, предложив Израилю не ограниченные условиями переговоры, приняв президентов Ирака и Палестины для переговоров в Дамаске и поддержав внутрипалестинские переговоры. Но ему также необходимо послать убедительные и обнадеживающие сигналы в отношении Ливана.
В самом Ливане застопорился серьезный внутренний диалог о будущем страны. Внешние игроки, такие как ЕС или отдельные государства ЕС, могли бы предложить свою поддержку и содействовать проведению переговоров по политической и конституционной реформам. Они также должны дать понять, что не может быть никакого регионального соглашения за счет суверенитета Ливана.
Что касается палестинцев, здесь требуется диалог другого рода. Со времени палестинских парламентских выборов в январе 2006 года международное сообщество поддерживало контакт с президентом Махмудом Аббасом, бойкотируя возглавляемое ХАМАС правительство. Но изоляция палестинского правительства существенно усилила хаос на Западном берегу и в секторе Газы, и, фактически, способствовала подрыву палестинской государственности. Если ЕС желает продолжить свои усилия по строительству государства в Палестине и способствовать мирному урегулированию конфликта, он должен найти способ вести переговоры и работать с законно избранным правительством.
Создание палестинского правительства национального единства дает ЕС и его партнерам возможность возобновить сотрудничество с палестинскими властями, не потеряв при этом лицо. Основанное на соглашении между «Фатх» и ХАМАС, заключенном при посредничестве Саудовской Аравии, правительство национального единства отвечает требованию Совета ЕС, чтобы легитимное палестинское правительство «приняло платформу, отражающую принципы «четвертки»». Согласно программе палестинского правительства, оно будет соблюдать все соглашения, подписанные ООП. Имплицитно, в их число входит и признание Израиля и обязательство воздерживаться от применения силы и бороться с терроризмом. Уклонение от контактов с отдельными палестинскими министрами, нарушающими эти обязательства, может быть необходимо, но остракизму по отношению ко всей палестинской администрации необходимо положить конец.
Четвертым шагом, хоть и в будущем, является международная конференция, на которой все стороны примут «целевую карту» и начнут на ее основе параллельные двусторонние переговоры, которые усилят интерес игроков к приведению всего процесса к успешному завершению. Тщательная подготовка такой конференции является более важной чем ее быстрый созыв, поскольку инициативы отдельных государств могут подорвать усилия ЕС и «четверки».
Естественно, США, как самый важный член «четверки», должны принимать активное участие в этом процессе. Нынешнему президенту ЕС удалось убедить администрацию США в том, что возрождение «четверки» может быть полезным. Однако приоритетом администрации Буша в регионе явно остается Ирак, а не израильско- палестинский конфликт.
В этих условиях европейцы и другие партнеры по «четверке» могли бы помочь Бушу обеспечить себе более лестное наследие на Ближнем Востоке. ЕС не должен позволить отсутствию поддержки со стороны США или Израиля помешать его усилиям по разработке «целевой карты», которая была бы приемлема для всех сторон в регионе или по направлению Сирии по более конструктивному курсу путем подключения ее к диалогу.
Фолькер ПЕРТЕС — председатель и директор Немецкого института международных отношений и безопасности (SWP) в Берлине.