Сегодня в польском городе Гданьск началось тор жественное празднование 25-летия «Солидарности», профсоюза, который, по словам первого его лидера и бывшего президента Польши Леха Валенсы, «содействовал окончанию «холодной войны» и освободил миллионы людей как в Польше, так и за ее рубежами». Не удивительно, что на юбилее ожидается присутствие практически всех лидеров стран Восточной Европы, среди них — и Президента Украины Виктора Ющенко, который сегодня прибыл с рабочим визитом в Польшу, и президента Грузии Михаила Саакашвили. Похоже, что неофициальная рабочая четверка Украина — Польша — Грузия — Литва переносит свое «заседание» из «Артека» в Гданьск. Не исключено, что празднование годовщины «Солидарности» станет продолжением неформального обсуждения украинско-грузинской инициативы — Сообщество демократического выбора (СДВ) — в более широком формате. Другой темой для внеторжественных разговоров может стать и вопрос Беларуси — об этом сообщил заместитель госсекретаря Украины Маркиян Лубкивский. Напомним, недавно по инициативе премьер-министра Польши Марека Бельки были достигнуты договоренности о создании рабочей группы по координированию деятельности, направленной на борьбу с режимом Александра Лукашенко, соседних с Беларусью стран — Украины, Польши, Литвы и Латвии. По словам господина Лубкивского, роль Украины в этой инициативе будет «специфической, даже ключевой», поскольку Киев имеет достаточно неплохие отношения с Минском. После визита в «Артек», Александр Квасьневский подчеркнул, что Польша ищет посредника для налаживания диалога с Беларусью и что позиция Украины, Литвы и Грузии относительно Беларуси совпадает с польской. Однако тогда президенты не сделали общего заявления на эту тему. Возможно в Гданьске таки будет принято какое-то политическое решение, и Польша определится с посредником. Может ли им быть Украина? Какие перспективы последних инициатив видят в Польше? Не будут ли они свернуты после завершения президентского срока Александра Квасьневского? С этими вопросами «День» обратился к польскому эксперту Войцеху БОРОДЖИЧУ из Центра международных отношений.
— Будет ли в Гданьске принято какое-то конкретное решение относительно инициативы по Беларуси?
— Возможно, что во время празднования годовщины «Солидарности» политическая позиция будет более конкретизирована. Само празднование будет переполнено белорусской тематикой, но думаю, что каких-то динамичных предложений, каких-то решений ждать не стоит. Это следствие трудностей, существующих сейчас внутри Польши и обусловленных тем, что страна находится на пике избирательной кампании. Какие- то важные обязательства должны приниматься уже новой польской властью. Но это не означает, что президент Квасьневский и нынешняя власть не способны это сделать. Просто важные решения требуют определенной легитимации новой власти, чтобы она могла взять на плечи собственной партии ответственность за их реализацию.
— Александр Квасьневский говорил, что Польша сейчас ищет посредника, который содействовал бы восстановлению диалога с Беларусью. Может ли Украина стать таким посредником?
— Не думаю. Президент Квасьневский говорил о восстановлении диалога именно на дипломатическом уровне. А президент Лукашенко хорошо знает, как проходила оранжевая революция, кто в ней участвовал, кто ее создал. Он прекрасно осознает, что она была создана не американцами и не поляками, а украинцами. Он боится, чтобы подобное не произошло в Беларуси. Поэтому не думаю, что Украина могла бы оказать Польше ту помощь, которая ей сейчас нужна.
— Каким тогда мог бы быть вклад Украины в «белорусскую инициативу»?
— Опыт, который украинцы получили во время оранжевой революции может быть очень полезен белорусам. Кроме того, Украина могла бы тесно сотрудничать с Польшей, Литвой и Латвией по делу открытия независимого вещания на Беларусь, которое будет передавать правдивую информацию о происходящем на самом деле в стране. Для развития этой радиостанции очень важно то, что украинский язык намного ближе к белорусскому, чем польский, что содействовало бы диалогу. Кроме того, на радио многое можно было бы обсуждать не на белорусском и не на украинском, а на русском языке. В этом плане то, что украинцы исторически двуязычные, поможет снять языковую блокаду, возникающую у белорусов с поляками, поскольку у нас, к сожалению, очень мало кто говорит на русском.
— Не является «ли белорусская инициатива» первым проектом в рамках украинско-грузинской инициативы Сообщества демократического выбора?
— Вполне может быть.
— Хотела ли бы Польша присоединиться к СДВ?
— Это уже вопрос к новой власти. Но думаю, что это не будет проблемой и каким-то образом к ней приобщатся.
— Будут ли подобные инициативы нужны будущей Польше без Александра Квасьневского?
— Конечно да. Если они служат поддержке демократии и демократических перемен, то нет ничего, что воспрепятствовало бы новой власти поддержать ее. Независимо от того, кто станет новым президентом Польши, если предлагаемые инициативы отвечают польской позиции, они всегда найдут достаточно голосов поддержки.