Виктор ЗАМЯТИН, «День»
считать православными, вели на Рождество в Вифлеем. Так случилось, что
там во время празднования Рождества-2000 прибавилось кавалеров ордена Рыцарей
Гроба Господнего — ими стали съехавшиеся на торжества президенты стран,
которые считаются православными. Так случилось, что один из них — уже не
президент.
Борис Ельцин доказал всему миру, что с чувством собственного
достоинства у него все в порядке, и во всяком случае красиво ушел. Так
случилось, что это было второе заграничное путешествие Леонида Кучмы во
время нового президентского срока. Как водится, сообщалось о ряде его двухсторонних
встреч — с израильскими и палестинскими лидерами, с коллегами-президентами.
Для мира это рождественское действо было бенефисом Ельцина,
распрощавшегося таким образом с большой политикой и, как предполагают,
покаявшегося в Храме Гроба Господнего. На Украину внимания обращалось мало,
и слава Богу. А проблемы были. Например, как одновременно пообещать поддержку
идеи палестинской государственности — и при этом не испортить отношений
с Израилем (ибо такое благодаря своему влиянию могут позволить себе пока
что только США и Россия). Не поддерживать палестинцев нельзя — потому что
иначе нечего будет ловить в арабском мире. Израиль же обещает помочь Украине
разобраться с ее сельским хозяйством (дожились).
С Лукашенко — тоже. Сейчас его пресс-служба сообщает, что
во время торжеств договорились о проведении встречи украинского и белорусского
президентов — и хорошо. А то как-то некрасиво вышло в сентябре с отменой
приглашения Лукашенко на ялтинский саммит, а он, естественно, обиделся.
И заявил тогда, что никуда Украина на самом деле не денется, кроме братского
славянского союза. Сейчас, кажется, никто такого не заявлял. Отношения
же Украины с Беларусью выглядят просто непонятными — либо они вообще есть,
либо их нет, либо они дружеские, либо враждебные, либо, в конце концов,
две страны собираются даже торговать между собой, либо нет. И зачем вообще
Лукашенко Украина в союзе, который пока что только тешит его самолюбие
и не вызывает ничего иного, кроме отвращения.
С Румынией так и не договорились ни о линии границ, ни
о распределении шельфа — а, казалось, раньше президенты много говорили
о каких-то зонах свободной торговли, еврорегионах, возобновления дунайского
судоходства. Обо всем этом словно забыли. Как и о замысле организовать
таможенный союз между Украиной, Румынией и Молдовой — хотя дипломаты иногда
говорят, что никто ничего не забыл. Просто еще не время. Вероятно, именно
в Вифлееме, во время рождественских торжеств, можно было бы и задуматься
над тем, как слова о православном братстве могли бы воплотиться на Балканах,
конкретнее — в Югославии, нуждающейся в лечении от последствий натовского
героизма. Пока что Украина явно не значится среди друзей Югославии, кто
бы ею ни правил.
«Православный клуб», который собирался в Вифлееме, — вещь
эфемерная, чаще всего воображаемая и, наверное, на самом деле нереальная.
Зато проблемы, которые стоят перед государствами, более, чем просто реальные.
Пока что Рождество-2000 доказало, что руководители государств, имеющих
общие традиции, могут по крайней мере собраться вместе и поговорить. Сам
год-2000 наводит на мысли, что можно было бы уже разговоры перевести во
что-то практичное. Хотя бы ради символизма, который так нравится грешному
человечеству. Но так и не понятно, куда же поведут дороги из Вифлеема —
для Украины, России, Беларуси, Югославии. А впрочем, и для других стран,
считающих себя православными.
Париж