Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Вступление Грузии в НАТО зависит от Украины

12 декабря, 2006 - 20:06

В этом году впервые после 1999 года на саммите НАТО в Риге ни одну из стран-претендентов не пригласили ко вступлению. На саммитах 1999 и 2004 годов НАТО пополнилось тремя новыми членами, а потом дополнительно — еще семью странами. Для Украины саммит в Риге должен стать приглашением к Плану действий относительно членства и впоследствии, в 2008 году ее могли бы пригласить стать членом Альянса, а в 2010 году Украина могла бы стать полноправным членом НАТО. Такая ускоренная стратегия потерпела неудачу, когда президент Виктор Ющенко не смог поддержать «оранжевую» коалицию после мартовских выборов, поскольку это означало бы, что Юлия Тимошенко снова возглавит правительство.

Саммит НАТО в 2008 году по плану должен быть саммитом расширения, т.е. страны пригласят к членству и окончательному вхождению в организацию в 2010 году. По оптимистическим прогнозам, такой расклад возможен только для трех западноевропейских балканских стран — Хорватии, Албании и Македонии, которые уже приобщились к Плану действий относительно членства в НАТО. Украина и Грузия продвинулись только к Усиленному диалогу о членстве в 2005—2006 годах.

Саммит в Риге показал, насколько далеко продвинулась в этом направлении Грузия, даже несмотря на то, что она приобщилась к Интенсифицированному диалогу на год позже, чем Украина. В результате на пути в НАТО Джордж Буш разместил Грузию ближе, чем Украину.

Президент США Буш отметил: «Мы и далее будем поддерживать желание Грузии стать членом НАТО». Что касается Украины, он заявил: «Как только демократия окрепнет в Украине, а ее лидеры будут осуществлять необходимые реформы, двери в НАТО будут открыты для украинского народа, конечно, если он этого захочет».

Сенатор Ричард Лугар назвал Грузию «прекрасным примером для подражания в регионе». Грузию следует пригласить к Плану действий по членству и к вхождению в НАТО, убежден Лугар. Что касается Украины, он признал ее стремление «продвигаться ближе к членству в НАТО», и когда она будет к этому готова, пообещал «поддержать желание Украины вступить в НАТО».

Руководство Грузии в Риге выразило оптимистические надежды, что весной 2007 года Грузия приобщится к Плану действий относительно членства. Но достаточно ли Грузии одного года в Плане действий по членству, чтобы в 2008 году ее таки пригласили стать членом НАТО? Это остается под вопросом.

Несомненно, грузинские лидеры — как должностные лица, так и оппозиция — будут пытаться достичь этой оптимистической цели. Дискуссии в Риге показали, что по сравнению с Украиной, грузинские лидеры, которые пришли к власти после революции роз в конце 2003 года, намного решительнее отходят от прошлого и проводят радикальные реформы.

Обе страны пытаются проводить демократические реформы после их демократических революций. Грузия значительно опередила Украину в двух направлениях — внедрении верховенства права и борьбе с коррупцией.

Президент Виктор Ющенко заявил в «Вашингтон Пост»: «На мой взгляд, коррупция, которая исторически идет от администрации Президента, была приостановлена». И все же обвинения в коррупции в адрес близкого окружения и союзников Ющенко (так называемых «любих друзів») неоднократно звучали со времени кризиса в сентябре 2005 года, когда ушел в отставку глава Секретариата Президента Александр Зинченко. Также без ответа остались вопросы причастности «любих друзів» к непрозрачному газовому посреднику «Росукрэнерго».

Ющенко защищал соглашения с «Росукрэнерго», в частности, недавно в сентябрьском интервью с Адрианом Каратницким. Пытаясь противостоять Systems Capital Management Партии регионов, Ющенко приобщился к «Индустриальному Союзу Донбасса», привязав себя сильнее к олигархам.

В Грузии реформы проходили быстрее из-за четырех факторов.

Во-первых, на президентском уровне политическая воля порвать с прошлым была сильнее. Бывший режим Шеварднадзе не может вернуться к власти. В Украине бывший режим Кучмы (в особе Януковича) вернулся к власти в этом году.

Во-вторых, коалиция революции роз осталась объединенной.

В-третьих, грузинский народ не разделен по своим внешнеполитическим ориентациям, в противовес разделению в Украине на тех, кто говорит на украинском, и тех, кто говорит на русском языке.

В-четвертых, политические лидеры Грузии объединили страну под влиянием реальной внешнеполитической угрозы со стороны России и стремлений евроатлантической интеграции.

В отличие от Украины, где поддержка членства в НАТО колеблется в пределах 20%, в Грузии поддержка членства в НАТО достигает 70%.

В Украине, по данным издания «Национальная безопасность и оборона» Центра им. Разумкова (№9, 2006 г.), поддержка членства в НАТО снизилась с 32% в июне 2002 г. до 17,2% в октябре 2006 года. Такой спад поддержки членства произошел после того как Украина задекларировала свое стремление стать членом НАТО в июле 2002 года.

Причиной этого стало вторжение в Ирак и антиамериканизмы, используемые во время выборов 2004 года, когда 38—47% украинцев в 2005—2006 годах, по данным октябрьского опроса Freedom House, ошибочно считали, что НАТО начало войну в Ираке. Первое правительство Януковича отослало подразделения украинских миротворцев в Ирак в 2003 году, а Виктор Ющенко вернул их домой в конце 2005 года.

Таким образом, перед НАТО встали два неприятных вопроса. Альянс может уменьшить барьеры для Грузии, пригласив ее стать членом после всего лишь однолетнего выполнения Плана действий по вступлению в НАТО (в 2007— 2008 годах). Или он может придержать приглашение для Грузии, в зависимости от развития внутренней ситуации в Украине, и определить, когда страна будет готова приобщиться к Плану действий относительно членства.

Вхождение Грузии было бы более реалистичным, если бы Украина также сделала успешную заявку на членство. Но НАТО оказалось в сложном положении, поскольку не может сформулировать свою политику относительно Украины, когда отношения между внутригосударственными и международными силами противоречивы и сложны. Что касается ЕС и НАТО, Ющенко отметил в «Вашингтон Пост», что Закон Украины о национальной безопасности «способствует участию и членству в пан-Европейской и региональной системе коллективной безопасности». Действующая Конституция предоставляет Президенту исключительное право определять зарубежную политику и политику безопасности.

Но эти два фактора терпят неудачу из-за реалий украинской политики.

Во-первых, отношение к членству в НАТО. В Ригу Грузия отправила делегацию в составе 9 человек, в частности главу парламента, исполнительного директора Национального банка, послов и заместителя министра иностранных дел. Они присутствовали на всех встречах, организованных Фондом Германа Маршала в рамках саммита НАТО.

Украина послала всего троих, как Молдова и Беларусь, которые отправили по два представителя. В состав украинской делегации вошел всего один официальный представитель — Олег Рыбачук, бывший глава президентского Секретариата и нынешний советник Президента.

Во-вторых, конфликт в украинской политической элите усилился с противоречивыми сигналами для Запада. Накануне визита Виктора Януковича в США 4—6 декабря его Партия регионов поддержала неконституционную отставку Министра иностранных дел. За неделю до визита Януковича в США Президент отменил визит, а потом, после переговоров, снова одобрил его.

После Рижского саммита НАТО Грузия, очевидно, ускоренно будет продвигаться к членству в Альянсе. В то же время позиции Украины остаются противоречивыми. Т.е. поддержка НАТО членства Грузии является определенной, а после возвращения правительства Януковича в августе этого года Альянсу трудно сформулировать четкую стратегию относительно Украины, особенно принимая во внимание то, что «Наша Украина» переживает кризис, а Партия регионов является оппортунистической и меняла свою позицию относительно НАТО три раза за четыре года.

КСТАТИ

Глава МИД РФ Сергей ЛАВРОВ считает, что стремление НАТО к расширению является крупной ошибкой и не приведет к укреплению международной безопасности. Об этом он заявил в интервью, которое было опубликовано вчера в газете «Красная звезда». По словам российского министра, сегодня созданы такие алгоритмы взаимодействия с НАТО, которые позволяют любой стране сотрудничать по самому широкому спектру вопросов безопасности без формального вступления в Альянс. С другой стороны, вступление в НАТО подразумевает распространение на новых членов обязательств по коллективной обороне. «Тут возникает очень много вопросов. Например, кто может представлять угрозу Украине и Грузии? Зачем в Тбилиси стремятся поскорее вступить в НАТО: чтобы внести реальный вклад в деятельность Альянса в сфере региональной безопасности или для решения конъюнктурных задач в двусторонних отношениях с Россией?», — отметил министр. С.Лавров подчеркнул, что Россия внимательно следит за расширением Альянса и отмечает приближение военной инфраструктуры НАТО к территории России, в частности модернизацию объектов в странах Балтии, создание баз в Румынии и Болгарии. «Эти вопросы мы ввели в повестку дня нашего диалога с партнерами по Совету Россия — НАТО. Говорим об этом не потому, что в военном отношении нас такие изменения пугают. Просто мы должны соответствующим образом учитывать новые внешние условия в нашем военном строительстве, предпринимать меры предосторожности», — заявил глава МИД РФ. В заключение он напомнил, что Россия выступает за укрепление доверия в отношениях с НАТО, но против создания новых разделительных линий в Европе.

Тарас КУЗЬО — адъюнкт-профессор Института европейских, российских и евразийских исследований в Вашингтонском университете Джорджа Вашингтона. Является автором многочисленных работ о Советском Союзе, Украине и проблемах международной безопасности.

Тарас КУЗЬО
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ