Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Вступление в НАТО — грузинский вариант

Тбилиси обязуется за два—три года отвечать стандартам Североатлантического альянса
11 апреля, 2011 - 20:23
ФОТО С САЙТА RU.TSN.UA

Несмотря на все препятствия на пути к НАТО, грузинские власти не собираются отказываться от своей цели. Как известно, большинство граждан Грузии видят свое будущее в Североатлантической альянсе. Они подтвердили свою волю на референдуме. Со своей стороны, власти Грузии используют любые возможности, чтобы продвигаться к членству в НАТО.

На днях после встречи с представителем НАТО на Южном Кавказе и в Центральной Азии Джеймсом Аппатураем госминистр Грузии по вопросам европейской и евроатлантической интеграции Гиорги Барамидзе заявил, что Грузия имеет все необходимые эффективные инструменты для того, чтобы стать членом НАТО. По его словам, Грузия продолжает реформы в сфере демократии, обороны и безопасности, которые до сих пор позитивно оценивалось НАТО. «Мы реально имеем больше, чем ожидали от Бухарестского саммита НАТО, — имеем первую ежегодную национальную программу и комиссию НАТО—Грузия, что означает «МАР плюс конкретный механизм». Считаем, что менять этот механизм не нужно и он не изменится», — подчеркнул Барамидзе.

Говоря о возможных сроках вступления Грузии в НАТО, Барамидзе отметил, что «примерно два—три года требуется на решение технических вопросов, чтобы Грузия довела свои институты до соответствия со стандартами НАТО». «После этого мяч будет на половине поля НАТО и Альянс должен решить окончательно, когда пригласит Грузию в свои ряды», — заявил Барамидзе.

Со своей стороны специальный представитель генерального секретаря НАТО на Кавказе и в Центральной Азии Джеймс Аппатурай отметил, что процесс реформ в Грузии и отношения между НАТО и Грузией в целом «развиваются в правильном направлении» и сейчас обеим сторонам «необходимо усилить этот успех». А на совместной пресс-конференции с министром иностранных дел Грузии Григолом Вашадзе в Тбилиси Аппатурай заявил, что Грузия «работает очень много», чтобы удовлетворить необходимые для вступления в Альянс стандарты. Он также заявил, что налицо «явный прогресс», однако при этом отметил, что «сделать нужно больше».

Аппатурай также подтвердил, что обещание НАТО в отношении Грузии, которое было взято Альянсом на Бухарестском саммите в 2008 году и согласно которому Грузия станет членом Альянса, «не только не изменилось», но еще сильнее было укреплено на Лиссабонском саммите НАТО в ноябре 2010 г.

«НАТО не допустит компромисса, когда дело касается территориальной целостности этой страны; союзники по НАТО не признают независимости Абхазии и Южной Осетии. Это очень прочные принципы, на которых основываются наши отношения», — заявил Аппатурай. «День» попросил прокомментировать перспективы вступления Грузии в НАТО профессора Турнике ШАРАШЕНИДЗЕ, Институт публичных дел, Тбилиси.

— Технически быть готовым к членству в Альянсе не означает быть принятым в эту военно-политическую организацию. Членство в НАТО — это в первую очередь политика, а не технические стандарты.

Барамидзе, наверное, имеет в виду стандарты, которые выписаны по ежегодной национальной программе, по которым Грузия сейчас работает с НАТО. Вполне возможно, что через два-три года мы решим технические вопросы и приведем наши институты до соответствия со стандартами НАТО. Но это не означает, что Грузия будет принята в состав Организации Североатлантического договора. У нас есть такая проблема, как территориальная целостность и присутствие российских военных баз на нашей территории. Поэтому, конечно, при таких условиях никто не примет Грузию в НАТО. И эта проблема — территориальная целостность — является главным препятствием нашей страны на пути обретения членства в Альянсе.

Что касается демократии, верховенства права, то по натовским стандартам, ПДЧ четких стандартов по демократии не имеет. Если, например, будет в НАТО принята Албания, которая не является образцом демократии, тогда почему не принимать Грузию?

Турция стала членом Североатлантического Альянса в 1950-тые годы. Эта страна, так же как Португалия и Испания, которые стали членами НАТО позже, тоже не блистала демократическими стандартами.

Что нужно Грузии от НАТО? Те реформы, которые проводились или проводятся под эгидой НАТО, являются очень полезными, причем не только для армии, спецслужб, но и для других учреждений. В целом сотрудничество с НАТО очень позитивно действует на грузинскую государственность. Ничего мы не теряем от того, что выполняем ежегодный национальный план. И в первую очередь нам нужна политическая поддержка. Мы понимаем, что членами НАТО еще не скоро станем. В данной ситуации, когда мы находимся почти на военном положении в отношениях с Россией, нам нужна поддержка со стороны Запада, в том числе и в лице НАТО.

Мыкола СИРУК, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ