Анонсируя запланированный на 2—5 сентября государственный визит Президента Украины Виктора Януковича в Китай, глава украинского внешнеполитического ведомства Константин Грищенко сказал, что «китайская сторона готовится к этому визиту как к исключительному событию, отметив при этом, что речь идет не только о протокольной форме, но и о серьезном содержательном наполнении». Что означает «серьезное содержательное наполнение» визита и «небывалые возможности развития двусторонних отношений», как подчеркнул это в Пекине министр иностранных дел КНР Ян Цзечи во время встречи с Константином Грищенко? Об этом «Дню» — в эксклюзивном интервью рассказывает Чрезвычайный и Полномочный Посол Украины в Китайской Народной Республике Юрий КОСТЕНКО.
ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЙ СИГНАЛ КИТАЙСКИМ ПАРТНЕРАМ
— Юрий Васильевич, какие надежды возлагает Украина на этот визит в Китай — второй за всю историю отношений между нашими странами?
— Первое, что будет достигнуто в результате государственного визита Президента Украины Виктора Януковича в КНР, это четкий и выразительный сигнал и китайским партнерам, и всему миру, что наше государство воспринимает Китай как очень весомый фактор международной политики в современном мире, как образец успешного динамического развития экономики и общества, как стратегического партнера и дружественную нам нацию. Кроме этого, в Совместном заявлении о всестороннем развитии украинско-китайских отношений дружбы и сотрудничества и документе об основных направлениях двусторонних отношений на ближайшие годы, которые планируются сторонами к подписанию в Пекине, со стороны КНР будут подтверждены предоставленные еще в первой половине 90-х годов прошлого века гарантии неприменения ядерного оружия против Украины. В этих важных политических документах будут зафиксированы краеугольные принципы нашего взаимодействия на международной арене. В частности, идет речь о защите государственного суверенитета и территориальной целостности, борьбе с терроризмом, организованной трансграничной преступностью, противодействие распространению материалов и технологий, связанных с созданием оружия массового уничтожения и средств его доставки.
Много также значит и то, что пребывание главы украинского государства в КНР является конкретной реализацией тех изменений во внешнеполитическом курсе нашей страны, которые произошли за последние полгода. Ведь новое руководство Украины ввело Китай в число приоритетных направлений внешней политики, рассматривая сотрудничество с ним как один из определяющих факторов успешной модернизации национальной экономики. Очень важно, когда очерченные приоритеты, слова не расходятся с реальными делами.
А что касается экономической составляющей государственного визита Президента, то она будет масштабной и существенной. Кроме подписания ряда соглашений экономического направления, в Пекине и Гонконге пройдут бизнес-форумы с участием представителей ведущих компаний и предприятий Украины и Китая.
— Надеется ли Украина получить кредиты у Китая? Как известно, предыдущее правительство выражало подобные надежды, но так и не получило китайские кредиты?
— Да, мы рассчитываем на китайские кредиты. Сегодня наработанный сторонами кредитный портфель составляет около 8 млрд. долларов США. Переговоры по некоторым направлениям ведутся уже не первый год. Китайская сторона готова к значительным инвестициям в украинскую экономику. Конечно, на определенных условиях. И главным из них является гарантия политической, а, следовательно, и экономической стабильности в нашем государстве. В Пекине трудно понимают украинские недавние реалии, когда для социально значимого проекта, который прорабатывался и украинской, и китайской сторонами немало месяцев, правительство готово предоставить государственные гарантии, а другая ветвь власти своим указом их отменяет. А как следствие, кредитно-инвестиционная работа во всех направлениях замирает почти на полгода.
У СТОРОН ЕСТЬ БОЛЬШОЙ ИНТЕРЕС К ВЗАИМНОМУ СОТРУДНИЧЕСТВУ
— Что может предложить Киев Пекину, чтобы, с одной стороны, увеличить экспорт украинской продукции в Китай, а с другой — привлечь в Украину китайские инвестиции, ноу-хау?
— Как показали проведенные недавно очередные заседания двусторонних комиссий по вопросам науки и техники, военно-технического сотрудничества, рабочей группы по вопросам сельского хозяйства, у сторон есть большой интерес к взаимному сотрудничеству, прежде всего, в высокотехнологических сферах.
Немало проектов уже реализуются. Но, и это главное, Украина предлагает своим партнерам немало новых масштабных тем для проработки и в инфраструктуре, и в разработке минеральных ресурсов, и в сфере самых современных технологий. И речь идет не только об увеличении экспорта украинской продукции в Китай (в прошлом году он вырос, кстати, в 2,6 раза), но и о создании совместных предприятий, технопарков и тому подобное. Однако, опять же, для достижения результата, для того, чтобы эти зафиксированные на бумаге планы материализовались в конкретные проекты, нужна стабильность, настойчивая последовательная работа, как в Киеве, так и в Пекине, четкое выполнение взятых на себя обязательств.
— Есть ли у Китая интерес к инвестиционному сотрудничеству с Украиной?
— Ныне в КНР в результате успешного развития экономики, даже в условиях мирового финансово-экономического кризиса, аккумулированы действительно огромные инвестиционные ресурсы, которые китайское правительство запланировало выводить на внешние финансовые рынки. Ведь аксиомой является то, что, не находясь в обращении, финансовые массы лишь тормозят экономическое развитие, а не стимулируют его. Следовательно, китайские инвестиции в Украину являются выгодным бизнесом, выходом на новые европейские рынки.
Что касается привлечения в Украину китайских «ноу-хау», приведу такой пример. С 2005 года на украинском телекоммуникационном рынке успешно работает одна из ведущих в мире в этой отрасли компания «Хуавей». В их представительстве в Киеве сегодня занято около 300 работников, 80 процентов из которых украинцы. В 2008 году в бюджет и социальный фонд нашего государства компания внесла около 60 млн. гривен, а в 2009 кризисном году, объемы экспорта телекоммуникационного оборудования в Украину составляли более 100 млн. долларов США. По моим данным, китайские коллеги готовы развивать свой бизнес в нашей стране, ожидают от своих партнеров соответствующих предложений.
— Заинтересована ли Украина вкладывать инвестиции в развитие западных регионов Китая? Как известно, раньше китайская власть предлагала нашей стране это делать.
— Китайская власть и сегодня предлагает зарубежным государствам активно приобщаться к строительству западных районов КНР. Еще в 1999 году высшее китайское руководство объявило о масштабной программе — начале интенсивного освоения западных районов КНР, целью которого было преодоление диспропорции в уровне социально-экономического развития, ускорение темпов экономического роста провинций региона, повышение жизненного уровня населения, обеспечение социальной стабильности и тому подобное. А вот, есть ли у нас возможности для инвестиций в эти китайские районы? По моему мнению, это дело будущего.
— Господин посол, не повторится ли после визита Януковича ситуация с визитом Кучмы в Китай осенью 2002? Тогда визит прошел без ажиотажа и газета «Женьминь жибао» о нем написала «после сообщения о банкете по случаю установления добрососедских отношений между Китаем и Люксембургом».
— Мне трудно комментировать, что имело место в 2002 году. Тогда я возглавлял наше диппредставительство в Токио. А то, что ситуация не повторится — гарантирую. Именно для того, чтобы о государственном визите Президента Украины в КНР узнало как можно больше людей и в Китае, и в мире, посольством предложено накануне в Киеве провести с Виктором Януковичем эксклюзивные интервью газеты «Женьминь жибао» и агентства «Синьхуа». Ежедневный тираж этой газеты составляет 3 млн. экземпляров, а агентство является наиболее влиятельной и мощной информационной корпорацией КНР, которая через свои интернет-порталы охватывает сотни миллионов человек.
Кроме этого, активное освещение визита предусмотрено и во время пребывания Президента в Пекине, Шанхае и Гонконге. В частности, с Международным радио Китая договорено, что соответствующие материалы будут транслироваться на 61 языке стран мира.
— Влияет ли на двусторонние отношения обретение Украиной внеблокового статуса после принятия в начале июля Закона о принципах внутренней и внешней политики и действительно ли намерение Украины стать членом Североатлантического альянса могло навредить развитию двусторонних отношений? Это часто подчеркивали некоторые эксперты.
— Да, влияет и вот почему. Основополагающими принципами внешней политики КНР являются пять принципов мирного сосуществования (взаимное уважение государственного суверенитета и территориальной целостности, взаимное ненападение, невмешательство во внутренние дела друг друга, равенство и взаимная выгода, а также мирное сосуществование). Китай провозгласил, что никогда не будет вступать в какие-либо военные альянсы с одним или группой государств. По китайским оценкам, нынешние тенденции глобализации и поступательное движение в направлении становления многополярности создают для этого благоприятные возможности. Вместе с тем, в Китае отмечают, что в мире продолжают действовать менталитет холодной войны, гегемонизм и политика силы. По мнению китайской стороны, их особо опасными проявлениями являются расширение военных блоков, увеличение разрыва в прибылях развитых государств и развивающихся стран, попытки вмешательства во внутренние дела, а также существование локальных конфликтов.
Следовательно, делаем вывод — наше стремление обрести членство в НАТО при отсутствии надлежащей поддержки со стороны населения Украины не могло найти понимания у КНР, поскольку не вписывалось в отмеченные выше их постулаты. В то же время не следует забывать, что политическое руководство КНР в своих контактах с украинскими партнерами традиционно отмечает — оно с уважением воспринимает выбор украинского народа, в частности относительно выбора ориентиров социально-экономического развития нашей страны, ее внешней политики. Это я, кстати, услышал от председателя КНР Ху Цзинтао 4 сентября прошлого года, когда вручал верительные грамоты Посла Украины в Китае.
Как видим, хотя наше намерение стать членом НАТО и не было препятствием на пути плодотворного двустороннего сотрудничества, но, конечно, нынешний, действительно реальный внеблоковый статус Украины больше отвечает внешнеполитическим ориентирам Пекина.
О ТРЕУГОЛЬНИКЕ ПЕКИН— МОСКВА—КИЕВ
— Юрий Васильевич, вы как-то отметили в одном интервью, что хорошие отношения Украины и России будут способствовать улучшению китайско-украинских отношений. Но должен ли Киев в отношениях с Пекином быть заложником третьей стороны? Это же ненормально, не так ли? Тогда логично может возникнуть следующий вопрос. Может ли и как отразится на украинско-китайских отношениях похолодание в отношениях Пекина и Вашингтона, которое наблюдалось в последнее время и особенно проявилось после недавнего заявления во Вьетнаме Хиллари Клинтон о том, что территориальные конфликты необходимо разрешать дипломатическим путем?
— И раньше, и особенно в нынешние времена глобализации международных связей двусторонние отношения любой страны чувствуют на себе влияние и третьей, и пятой, и десятой сторон. Принимая важное внешнеполитическое решение, руководство государства должно учитывать все позитивные и негативные его последствия. Прежде всего, когда речь идет об отношениях с основными игроками на международной арене, соседними государствами.
Современные китайско-российские отношения стратегического партнерства, по словам министра иностранных дел КНР Ян Цзечи, отличаются зрелостью и стабильностью, являют собой модель взаимодействия между двумя ведущими мировыми игроками. Не следует также забывать, что как постоянный член Совета Безопасности ООН Китай несет на себе ответственность за мир и стабильность во всем мире, в Восточной Европе включительно. Поэтому-то, думаю, в Пекине приветствовали потепление в украинско-российских отношениях. На Востоке же говорят: «Друг моего друга — и мой друг».
На мой взгляд, преувеличением является утверждение о похолодании в отношениях Пекина и Вашингтона, которое наблюдается в последнее время в результате заявления Х.Клинтон во Вьетнаме. Китай сегодня всячески стремится сохранить позитивную динамику конструктивного диалога с США. Определенные обострения в их двусторонних отношениях были и раньше, например, последнее из них имело место в начале 2010 года после принятия администрацией президента Б. Обамы решения продать Тайваню оружие на общую сумму 6,4 млрд. долларов США. А отдельные заявления политических деятелей нужно анализировать и учитывать при выстраивании параметров внешнеполитических акций. Украинская дипломатия так и делает.
В этом контексте стоит напомнить сказанное недавно министром иностранных дел Украины К. Грищенко в его статье о повестке дня украинской внешней политики: «В прагматичной, взвешенной, адекватной политике партнерства во всех направлениях я вижу и главный залог безопасности Украины». Не думаю, что можно стать заложником какой-то стороны, если реализовывать такую сформулированную политику партнерства.
— Тогда хотелось бы услышать от вас, какой вы видите роль Китая в будущем мире: как оппонента США или партнера, или одного из полюсов, ведь обычно китайские лидеры отрицают, что Поднебесная желает стать супердержавой? Как известно, вот-вот она станет второй по ВВП в мире, а через несколько десятков лет обгонит США.
— Ныне Китай все больше позиционирует себя не только как важного регионального игрока, но и как глобальную экономическую и политическую силу. Конечно, уже сегодня КНР являет собой один из полюсов современного мира. Как это имеет место и относительно других полюсов — США, ЕС, России, иногда Китай является партнером США, а по другим вопросам — оппонентом. Официальным Пекином разделяется выраженная в Вашингтоне идея о совместной с США ответственности за ситуацию в мире. Страны продолжают активное взаимодействие и координируют свои действия (как на двустороннем уровне — через механизм стратегического и экономического диалога, так и в многостороннем формате) по урегулированию широкого круга актуальных вопросов международной жизни. Основными среди них являются «ядерная проблема» КНДР, вопрос региональной безопасности и стабильности в Северо-восточной и Юго-восточной Азии, «иранский вопрос», ситуация в Судане (Дарфуре), Мьянме, борьба с международным терроризмом, участие в многосторонних усилиях по преодолению последствий финансового кризиса и тому подобное.
Кроме уже указанного тайванского вопроса оппонентами они выступают в чувствительных политических вопросах, например, правах человека. Не урегулирован также значительный блок торгово-экономических проблем (курс китайского юаня к доллару США, существенный дисбаланс во взаимной торговле, защита прав интеллектуальной собственности в Китае и тому подобное).
«УКРАИНУ ВОСПРИНИМАЮТ КАК НАДЕЖНОГО ДРУГА И ПАРТНЕРА...»
— Не могли ли бы вы рассказать, как вам работается в Китае? Как именно в Китае вы воспринимаете такое выражение: «китайская грамота»?
— Работать в стране, которая находится на экономическом взлете, обеспечивает социальную стабильность, очень интересно. В Пекине одно из самых больших наших посольств, способное обеспечивать динамическое развитие двусторонних отношений. Очень хорошо, что из года в год растет в нашей стране интерес к Китаю, его уникальной культуре. Ныне в КНР учится более семисот украинских студентов, активно изучается китайский язык в Украине. В Киеве, Харькове и Луганске действуют институты Конфуция, где изучается и язык, и культура Китая. Верю, что с годами дипломатическая служба Украины будет обеспечена высококвалифицированными и талантливыми синологами.
Глобализация мощно ворвалась в жизнь современного Китая. В Пекине, Шанхае, Гуанчжоу, Харбине да и многих других мегаполисах, где проживают пять, десять, двадцать миллионов жителей, иногда ловишь себя на мысли, что ты находишься в Европе или же в США, к тому же похожей является инфраструктура, здания, парки, люди на улицах. Национальный колорит чувствуешь разве что, когда попадаешь в музей, посещаешь памятники архитектуры, культуры. В целом же, думаю, понятие «китайская грамота» в век интернета теряет свое значение. Благодаря современным технологиям менталитет и украинцев, и китайцев сегодня становится все более похожим и понятным.
— Что вас поразило больше всего во время выполнения дипломатической миссии?
— За прошедший год моего пребывания в Пекине, больше всего меня поразили два события — парад на главной площади китайской столицы Тяньаньмень по случаю 60-летия образования КНР 1 октября прошлого года и церемония открытия в Шанхае ЭКСПО-2010 30 апреля этого года. Это были грандиозные мероприятия, прежде всего по масштабу, атмосфере подъема и уровню организованности.
— Юрий Васильевич, а как воспринимают Украину в Китае?
— Официальные лица, включая руководство государства, воспринимают Украину как надежного друга и партнера китайского народа. Высоко ценят в Пекине то, что наши позиции практически полностью совпадают по всем главным международным и чувствительным для китайской стороны вопросам. Это дает основание верить, что после государственного визита в КНР Президента Украины В. Януковича наши дружественные отношения обретут уровень стратегического партнерства.