В 1991 году, когда была создана группа, первоочередными целями стали: евроатлантическая интеграция и сотрудничество с НАТО. После того как данные цели были достигнуты, через 26 лет своего существования Вышеградская группа стала известна как toxicbrand, ведь четыре страны постоянно демонстрируют, что принцип партнерства, заложенный в начале существования группы, реален лишь на бумаге, а не в жизни.
ЧЕХИЯ
Политический климат Чешской республики начал меняться после 2015 года, и накануне октябрьских парламентских выборов 5 партий имели больше всего шансов пройти в парламент: «АНО», Czech Social Democratic Party, партия чешского-японского бизнесмена Томио Окамура Freedom and direct democracy, либерально-консервативная партия «TOP 09» и партия, главным электоратом которой является молодое и информированное поколение чехов, — Czech Pirate party.
Очевидным лидером и победителем с самого начала была партия «АНО» чешского бизнесмена, бывшего министра финансов, который был обвинен в злоупотреблении своим положением, пребывая в данной должности, — Андрея Бабиша. Бизнесмен известен своей антиевропейской позицией. Однако, как говорят чешские журналисты, Андрей Бабиш меняет свою позицию настолько часто, что они просто не успевают за потоком его мыслей.
Либеральные чешские медиа говорят о Бабише как о материальном человеке, ориентированом лишь на деньги и на получение прибыли от всего, чего только можно внутри самой Чехии, и от европейских дотаций в частности.
«Главная особенность Андрея Бабиша в том, что им руководят деньги, в то время как Орбан и Качинский руководствуются идеологией. Он скептичен относительно санкций к России, потому что чешские компании теряют прибыль из-за них», — говорит журналистка чешского издания Respekt, Екатерина Сафарикова.
Экономические аналитики пишут о золотом веке чешской экономики, и не потому, что она на значительном подъеме, а потому, что она не в таком критическом состоянии, как в Греции.
Они также говорят, что хотя цены пошли вниз — зарплаты остались на том же уровне.
СЛОВАКИЯ
Словацкие эксперты говорят, что иллюзия богатства, которое будет иметь население после присоединения к ЕС, постепенно развеивается в стране.
Сейчас в Словакия самый низкий уровень явки на выборы среди стран ЕС. Несколько позитивным знаком является то, что радикальные партии не побеждают на словацких выборах.
О том, что каждая из стран думает о собственных валютных интересах, очень хорошо сказал Мирослав Влачевский, председатель EU Communication Strategy Unit, MFASR: «Словакия не отбрасывает сотрудничество в рамках Вышеграда. В 1990-х Вышеградская группа очень помогла нашей экономике. Однако следует всегда помнить, что Словакия находится в кардинально иной ситуации, в отличие от остальных 4 стран-членов, потому что мы являемся частью Еврозоны.
Поляки думают о злотых, чехи — о кронах, венгры — о форинтах, а Словакия думает о евро».
Для сравнения, средняя заработная плата в Словакии ниже, чем в Германии, а пенсии находятся на таком же уровне, как в Греции. В последнее время можно услышать о так называемом словацком экономическом тигре, как его называют в государстве, ведь после вступления в ЕС страна получила большой доступ к глобальным рынкам.
Словацкие экономические эксперты утверждают, что макроэкономика Словакии находится на хорошем уровне, и по сравнению с остальными странами Вышеградской группы они являются региональным лидером по уровню ВВП и доступу к глобальным рынкам, однако мини-уровень не столь уж высок. И хотя уровень безработицы значительно упал, заработные платы словаков все равно не такие высокие, как хотелось бы населению. У словаков даже существует такое понятие, как «неоправданные надежды» после вступления в ЕС.
ПОЛЬША
По последними социологическими опросами, в 2019 году на следующих парламентских выборах в Польше правящая партия «Право и справедливость» получила бы 40% процентов поддержки. Еще 40 % разделены между двумя оппозиционными партиями — Общественная платформа и Nowoczesna, поскольку оппозиция не может объединиться ради победы над PIS, вариант, при котором правящая партия опять выигрывает следующие парламентские выборы в Польше, вполне возможен.
Известно, что в 2011 году польское правительство уже имело планы введения евровалюты, однако тогда эта идея не сработала. Недавно министр финансов Польши изменил свое мнение о введении евро на территории Польши с «никогда» до «возможно, когда-то».
Польские политические аналитики утверждают, что для такого решения нужна, прежде всего, поддержка народа.
Так, профессор политических наук Спасимир Домарадский объясняет:
«Нужно, чтобы это решение имело поддержку населения. Например, Венгрия не хочет вводить евро, но население этого хочет, чехи также думают об этой идее. Мне, вообще, кажется, что существует определенная тенденция на переоценку Вышеградской группы. V4 — это всего лишь инструмент консолидации, и иногда он работает, а иногда — нет. Сейчас все говорят, что якобы Польша доминирует внутри группы, но это неправда. Сегодня Вышеградская четверка возглавлена политиками, которые умело играют на государственных интересах. Орбан научился играться с ЕС, но он не талибан, как Качиньский, а чехи имеют очень непредсказуемого президента».
Многие аналитики также говорят, что несмотря на тот факт, что более 2 миллионов человек выехали за пределы Польши в поисках работы, страна имеет динамичную экономику и является единственной страной с неснижающейся экономикой и 40 миллионами внутренних рынков. Для сравнения, Венгрия имеет — 11, Чехия — 10, и Словакия — 5.
ВЕНГРИЯ
Согласно последним проведенным опросам, следующие выборы в Венгрии весной 2018 года кардинально не изменят политический климат в государстве и не избавят страну от доминирования партии Виктора Орбана Fidesz. Новые, молодые и перспективные партии Венгрии не могут создать мощную оппозицию правящей партии, потому что не хотят объединяться.
На втором по популярности месте в Венгрии находится пророссийская популистская партия Jobbik, или «Движение за Венгрию», которую неоднократно обвиняли в проявлении ксенофобии и антисемитизма.
Врагом же №1 для правящей партии стал американский финансист и инвестор венгерского происхождения Джордж Сорос, которого премьер Виктор Орбан публично обвиняет в секретном плане дестабилизации Венгрии путем поддержки тех небольших либеральных сил, которые существуют в стране.
Плакаты с лицом американского филантропа, которые можно встретить через каждых 2 метра в Будапеште, ярко демонстрируют, кого венгерская власть пытается обвинить во всех проблемах.
Очень много оппозиционных венгерских медиа сравнивают режим Орбана с режимом Эрдогана.
Скажем, журналист венгерского издания 444. hu Петер Магуари характеризует то, что в сейчас происходит в Венгрии, как ситуацию, приблизительно такую же, как Турция, только 10 лет назад.
То есть это не диктатура, но и не демократия.
Медиа рассказывают о двух путях для Виктора Орбана: либо прекратить массовую пропаганду в стране и двигаться в направлении ЕС, как это сделала Словакия, или оставить государство на периферии для удовлетворения собственных амбиций.
После вступления в ЕС и с приходом иностранных инвестиций венгерская экономика значительно укрепила свои позиции. Однако, по словам экспертов, из-за неправильных действий политиков сейчас она не является такой успешной, как польская и чешская.
ТОЧКИ ПЕРЕСЕЧЕНИЯ И СОВМЕСТНЫЕ ПРОЕКТЫ
Среди немногих вещей, на которых точки зрения четырех стран не расходятся, является нежелание национальных правительств придерживаться квот ЕС на распределение мигрантов в Европе, блокирование «Северного потока-2» и сотрудничество в рамках проектов «Трехморье» и Intermaruim.
Последние проекты стали чрезвычайно актуальными для Польши из-за новых факторов на геополитической карте, агрессии России в отношении Украины и нового витка желания защиты государственных границ. После победы «Права и справедливости» в 2015 году идеи развития «Трехморья» и Intermaruim начали активно обсуждаться в восточноевропейском политикуме. Идеи, которые, тем не менее, плохо реализуются на практике из-за постоянных споров стран-участниц.
В частности, конфликт Качиньского—Орбана, который лишь ухудшает тот небольшой уровень сотрудничества, который реально существует хотя бы в сферах инфраструктуры и построения новых дорог.
Блокирование проекта «Северный поток-2» могло бы стать одной из точек пересечения и сотрудничества для стран Вышеграда.
Но Чехия и Венгрия не выражают столь категоричную позицию относительно проекта, в отличие от Польши и Словакии. И когда был подписан совместный договор относительно блокирования проекта, то его подписывали другие правительства, а какую позицию займет новоизбранное правительство Чешской Республики после парламентских выборов, аналитикам спрогнозировать трудно.
Поскольку чешская экономика сильно зависит от немецких компаний-партнеров и инвесторов, это делает невозможным сотрудничество в рамках проекта «Трехморье», который не предусматривает участия Германии.
Чешская же Республика не будет лоббировать данный проект, ведь идти против Германии для внутренней экономики очень невыгодно.
В то же время, любое сильное блокирование «Северного потока-2» со стороны Вышеградской группы невозможно без привлечения также и американской стороны.
Об этом, в частности, говорит бывший заместитель министра иностранных дел Польши и член Европарламента Павел Коваль:
«Во-первых, я считаю, что в проекты наподобие «Трехморья» мы должны также пригласить и Украину. Далее, для блокирования «Северного потока-2», необходима стратегия, а лучшая стратегия — это иметь стратегию. Чего не имеем сейчас. Необходимо объяснить Европейской комиссии, почему страны Вышеграда против «Северного потока-2». Но Европейская комиссия слаба в борьбе с национальными правительствами. Даже если Польша против, этого недостаточно, а позиция других стран не столь сильна, как польская. Следует привлекать американцев, республиканцев и демократов на нашу сторону. Тогда блокирование проекта реально».
БУДУЩЕЕ ВЫШЕГРАДСКОЙ ГРУППЫ
Вполне понятно, что Вышеградская группа полностью зависит от тех политических и экономических условий, в которых находится каждая из стран-участниц, руководствующихся государственными интересами в зависимости от этих ситуаций.
В целом, большинство аналитиков сходятся во мнении, что группа будет продолжать существовать, но после исчезновения тех аспектов, которые объединяли страны в начале, и с возникновением конфликтов разных государственных интересов уровень несогласованности лишь будет расти.
В придачу ко всему, те проблемы, с которым столкнулся ЕС в сотрудничестве со странами Восточной Европы и междоусобицы внутри самих стран, за которыми они наблюдают, лишь придают Западной Европе уверенности в невозможности дальнейшего расширения ЕС в ближайшем будущем. По крайней мере, до тех пор, пока не будет найден механизм налаженного сотрудничества с теми, кто уже успел оказаться в ЕС.