Говорят, без прошлого нет будущего. Иногда получается наоборот: когда прошлое ставит под угрозу будущее. Такая угроза возникла в отношениях Украины и Польши из-за конфликта вокруг мемориала польским воинам, погибшим в украинско-польской войне 1918-1919 годов. Много обидного в этом споре было сказано и в отношении украинцев, и в отношении поляков. Очевидно, что рано или поздно стороны вынуждены будут идти на компромисс. Первые признаки понимания позиции львовян, похоже, начали появляться у поляков. Позавчера во влиятельной польской «Газете Выборчей» было опубликовано выступление известного деятеля Яцека Куроня. Он один из главных представителей польского профсоюза «Солидарность». Родился и вырос во Львове. Примечательно, что его мнение идет вразрез с официальной позицией Варшавы. Показательно также, что в Польше есть лидеры общественного мнения, которые не боятся идти против течения. В Украине эти лидеры, если они есть, продолжают молчать.
Мы должны иметь мужество признаться себе — в конфликте вокруг Кладбища Орлят речь идет вовсе не о надписях. Речь идет о том, что львовский пантеон — это символ триумфа польского оружия в самом сердце Украины. Тем более, если мы хотим что- то дописать, то должны это сделать на двух языках: героически павшим в боях за независимую Польшу… Украину... в братоубийственной войне.
Я родился и вырос во Львове и до десятилетнего возраста я там жил. Колоннада на Кладбище Орлят постоянно стоит перед моими глазами, ее можно было увидеть из каждого уголка Львова, она высилась над городом. Понятно, что я воспитан в традициях культа львовских Орлят, однако это одновременно не мешало мне в детстве дружить с украинцами. Польско-украинский конфликт, возникший перед войной, был очень актуален во Львове. Война еще больше его обострила.
ПОЛЬША ПРЕДАЛА УКРАИНУ
В то время, когда в 1918 году возрождались Польша, Литва, Чехословакия и могла возродиться Украина, мы не смогли между собой достичь согласия, а избежать войны по всему периметру границ было невозможно. Это стало фундаментом нашего будущего поражения в 1939 году.
Война в 1918 году за Львов должна была начаться, так как Львов, и можно об этом смело сказать, был сердцем Украины. Именно во Львове, учитывая либерализм Австрии, возникли и развивались украинские независимые институции, институции научной и общественной жизни, а также и польские институции (по той же причине). Если с польской стороны существовало общество «Сокул», то с украинской — «Сокол», существовали подразделения стрелков Пилсудского, а с украинской стороны — Сечевых стрельцов. Был польский университет, но одновременно и Научное Общество имени Тараса Шевченко, фактически выполнявшее роль украинского университета.
Нельзя было строить независимую Украину без Львова. Польше было намного легче, потому что она имела кроме этого и Краков, хотя Львов играл чрезвычайно важную роль и в определенном смысле был сердцем послевоенной Польши в значительной мере благодаря войне 1918 года. Именно эту войну поляки должны были выиграть не только потому, как говорит Юрий Андрухович, что были в своем доме, а потому, и это было очевидно, что город в основном был заселен поляками, которые его хорошо знали с военной точки зрения.
Она была выиграна также и потому, что к конфликту на стороне поляков присоединилась хорошо оснащенная и подготовленная во Франции Армия Галлера, при этом следует отметить, что это было сделано вопреки международным соглашениям. Именно этой армии, сформированной на Западе, было запрещено участвовать в польско-украинских боях. Но она все-таки участвовала в этой войне, и именно это стало причиной полученного результата. И с какой бы стороны ни смотреть на те события, это была очередная братоубийственная война и очередной гвоздь в общий гроб Польши и Украины. Но избежать войны 1918 года было невозможно. Несколько позже украинские войска Петлюры вместе с Пилсудским участвовали в войне с большевиками, а после подписания Рижского договора Польша предала как эти союзные войска, так и Украину. Следует также помнить, что Пилсудский, подписывая договор с Петлюрой, определил территорию независимой Украины за Збручем и рассчитывал на восстание в центре, но оно не могло там начаться, ведь идейные силы украинской независимости были лучше организованы и имели реальную основу именно здесь, в Галичине. Именно отсюда можно было инициировать начало национального возрождения, и оно действительно именно здесь и зародилось, но получило антипольскую направленность. После Рижского договора Пилсудский поехал в Щипьорн, где находились интернированные солдаты Петлюры и где он сказал следующие слова: «Господа украинцы! Я прошу у Вас прощения».
КЛАДБИЩЕ — НЕ ПРИЧИНА НАШЕГО СПОРА
Но во Львове все-таки было отстроено Кладбище Орлят, и сегодня складывается впечатление, что мы продолжаем ссориться именно за это кладбище. А это неправда! Не за кладбище мы ссоримся. Мы ссоримся за что-то совсем другое. Во Львове в связи с братоубийственной польско-украинской войной установлен монумент победы польского оружия! Не под Варшавой, для освящения битвы за Варшаву, жертвы которой превысили жертв войны в 1920 году и которые погибли за независимость Польши, а во Львове! Оценивая опыт братоубийственной войны, приходим к выводу, что, именно она стала причиной того, что мы получили в 1939 году.
Я поляк, потому что я им родился, это мне дано судьбой. Поэтому я думаю, мне хватит смелости сказать, что если отказаться от подсчета взаимных обид, то окажется — то, о чем говорят украинцы, — правда. Украина никогда Польшу не лишала независимости, а Польша Украину, наверное, раза два, и этот второй раз был в 1918 году, когда в результате войны с Польшей была разбита Западно-Украинская Народная Республика. Украинцы говорят, что таких случаев было намного больше, но я думаю, что отмеченные два — это тоже немало. Рижский договор был разделом Украины. Весь этот крик, поднятый СМИ, которые «не понимают, почему депутаты города Львова продолжают выставлять претензии к Кладбищу Орлят», — инфантильный. Ни украинцев, ни нас, поляков, не касаются эти надписи, и мы должны найти в себе мужество сказать об этом самим себе. Ведь для львовских депутатов не имеют значения мелкие зацепки относительно «независимой» Польши или «героически» павших — и мы хорошо знаем, что причина в другом.
Всем понятно, что в братоубийственной войне по обе стороны люди пали именно в героических боях и по обе стороны они воевали за независимость. Речь идет о том, что мы заставляем украинцев принять наши требования, чтобы этот пантеон триумфа победы польского оружия был поставлен на месте, которое они считают сердцем Украины, чтобы он постоянно напоминал им о поражении, которое они понесли в 1918 году. В Польше вы не найдете ни одного места пантеона триумфа победы немецкого, русского или другого оружия. Польша никогда бы на подобное не согласилась.
ПОЛЬША ГОВОРИТ — НЕТ
По обе стороны польско-украинской границы находятся польские и украинские могилы. И по обе стороны имеются ужасные проблемы с их обустройством и упорядочиванием. Напомню только несколько примеров с польской стороны, о которых сегодня, когда основной темой является преимущественно Кладбище Орлят, никто уже и не вспоминает. Вспомним, как трудно, и не в пограничной зоне, а в Калише, Кракове, восстанавливались памятники Петлюре, союзнику (!!!) Пилсудского. В Калише было сделано очень мало, но по крайней мере часть того, что следовало бы сделать. Хотя украинцы хотели, чтобы восстановительные работы были проведены в полном объеме. Но остаются еще места, где о провозглашенных постулатах сознательно забыли, такие, например, как Ланцут, Вадовицы или Стралкови. В этих местах перед войной существовали кладбища, на которых похоронены от нескольких сотен до нескольких тысяч украинских воинов. Сегодня остались уничтоженные кресты, мусор, трава… Никого в Польше не удивляет, что Совет охраны памяти требует от Организации украинцев в Польше, чтобы надписи на памятниках этих воинов, а также на памятниках воинов УПА, украинских гражданских лиц — жертв конфликта в 1944-1947 годах, были сделаны на двух языках. А что касается Львова — то всех такое требование поражает!
В июле 2000 года было запланировано перезахоронение воинов УПА, эксгумированных в Бирчи и Лишней, в связи с чем украинская сторона обратилась с просьбой к премьеру Бузеку и Маршалу Сейма Плажинскому относительно перенесения срока перезахоронения на неделю позже, и польская сторона признала целесообразным не согласиться на это. И это после того, как прах павших из Лишней пролежал в медицинском судебном заведении в Жешуве в течение 8 лет, а из Бирчи — 2 года, потому что не было согласия на погребение. В 1918 году в лагере в Вадовицах держали 15 тысяч интернированных украинцев из Галичины, из которых около 1,5 тысяч умерло от болезней, голода — а есть ли там хоть какой-то памятный знак?… А еще есть Ланцут, где на восстановленном в 1937 году украинском памятнике в 1974 году снята надпись о похороненных там украинцах и взамен этого написано о польских воинах.
СТЕНА НЕНАВИСТИ
Каждый раз, а я почти во всех случаях старался реагировать, на моем пути возникала стена непонимания и ненависти; местные люди не хотели согласиться на перезахоронение воинов УПА, героически павших в боях за независимость — только потому, что они были украинцами и героически погибли в боях за независимость Украины.
Но это еще не все. Давайте вспомним нечто худшее. В польском концлагере в Явожно в 1947-1949 годах были заключены украинцы, до них там были немцы, после этого — несовершеннолетние дети из польского подполья, но в основном украинцы. Большинство содержались без приговора суда, только по подозрению в сотрудничестве или помощи УПА, в том числе много женщин, детей, священников. Там погибло 161 человек, в заключении было почти 4 тысячи. И мы, в том числе и некоторые поляки, вместе с Организацией украинцев в Польше в течение почти 10 лет воюем за признание необходимости возмещений, льгот по медицинскому обслуживанию для бывших узников Явожно, сегодня в большинстве своем стариков — и безрезультатно.
На сегодня осталось в живых только 168 человек, заключенных без каких-либо судебных приговоров. В течение многих лет не можем ничего выпросить, слышим только официальные или неофициальные заявления о том, что это могли быть и солдаты УПА, а им в таком случае ничего не причитается.
ОБЩАЯ ОТЧИЗНА
Поэтому нечего делать удивленные лица!
Давайте просто скажем: для нас важен этот пантеон, и давайте прекратим всякие разговоры о надписях, выражениях, словах, потому что это звучит инфантильно, во всяком случае с польской стороны. Я понимаю украинцев, им неудобно — как бы минимально задеть Польшу и в то же время сохранить свое достоинство. Ведь речь идет о большой политике. Польша является для Украины огромным политическим шансом на пути в Европу. Я не хочу очередной раз подстрекнуть общественность в отношении этого пантеона, хватит уже этого, но давайте попробуем найти взаимопонимание. Попробуйте себе представить, что подобный пантеон стоит в Перемышле и он увековечивает победу украинского оружия! Если уж хотим что-то дописать, то может польская сторона согласится написать на двух языках: героически павшим в боях за независимую Польшу…Украину… в братоубийственной войне.
Лучше всего не строить пантеоны по обе стороны, отдадим дань памяти павшим и задумаемся лучше над трагедией, судьбами людей, живших в то время, понимая, что это наша общая Отчизна по обе стороны установившейся границы — общая Родина поляков и украинцев — для каждого из нас это его Родина.