В прошлую пятницу западный вектор украинской внешней политики опять не «прокрутился» в нужном направлении. Верховная Рада не дала согласия на отправку украинского военного контингента миротворцев в югославскую провинцию Косово. Часть депутатов говорила о «недостаточной подготовленности представленных Президентом документов, обосновывающих косовскую миротворческую миссию украинцев». Левые заблокировали разрешение, потому что их идеология и до сих пор не воспринимает «наемника мирового империализма» — НАТО, празднующего сегодня победу. Еще кто-то «проголосовал» против нужного постановления ногами, то есть просто не появился в сессионном зале перед выходными.
Как следствие, пренебрегли официальным приглашением Совета Безопасности ООН от 10 июня этого года к участию в послевоенном урегулировании косовской проблемы. Многие обозреватели уверены, что вопрос будет решен положительно в любой день, когда депутатов в зале будет больше. Но даже если случится именно так, то все равно Украина как государство уже понесла невосполнимые потери.
Во-первых, потому что перед всем цивилизованным миром часть украинской политической элиты продемонстрировала «пещерность» идеологии — фактически проявила солидарность с режимом югославского президента Слободана Милошевича, выступила против мирового общественного мнения, осуждающего сегодня действия этого режима, в частности этнические чистки в Косово, которые НАТО объявило первопричиной войны.
Группа украинских журналистов, посетившая лагеря для беженцев-косоваров в Албании, своими глазами могла убедиться, что этнические чистки, принудительное вытеснение албанцев из Косово силами полиции и армии — это не выдумка натовских идеологов. Десятки тысяч людей — мужчин, женщин, детей под угрозой физического насилия и физического уничтожения действительно потеряли все еще задолго до начала натовских бомбардировок. В одном из лагерей вблизи албанского города Дуррес мы разговаривали с матерью шестерых детей, рассказавшей, что ее мужа по подозрению в терроризме арестовали еще весной 1998 года, а дом бульдозерами сравняли с землей. В лагерь беженцев эта семья добиралась почти год, мигрируя от села к селу, ничего не зная о судьбе отца.
Эта семья за считанные минуты потеряла усадьбу — дом, имущество, технику стоимостью 300 тысяч немецких марок. Но не это самое главное. Французский врач-психолог Моник Ле Гоф из организации «Врачи мира», занимающейся психологической реабилитацией беженцев, рассказала нам, что суть гуманитарной катастрофы в Косово — в том, что десяткам и сотням тысяч косоваров придется снова привыкать жить среди людей и не бояться за свою жизнь, честь и достоинство. «Нет ничего более страшного, чем смотреть на человека и подозревать его в том, что он не только желает тебе смерти, но и убивает. Косовары-беженцы никому не доверяют, и чтобы залечить эту травму, понадобится много времени. И даже возвращение в разрушенные жилища в Косово будет для многих новой травмой, которая наложится на старую», — убеждена госпожа Ле Гоф.
Сегодня натовцы утверждают, что воевали с режимом Милошевича, чтобы предотвратить появление его адептов в странах Центральной и Восточной Европы, в частности в Украине, Беларуси, на Кавказе. Позиция части украинских депутатов только подтвердила, что опасения НАТО в отношении Украины, где есть Крым и проблема крымскотатарского народа, не так уж и безосновательны. А что, если часть украинских левых действительно захочет решить проблему крымских татар по известному принципу Сталина — Милошевича: «есть люди — есть проблемы, нет людей — нет и проблем»?
Во-вторых, Украину, которая один раз уже пренебрегла приглашением, во второй могут и не пригласить. А это потери не только дипломатически-политического характера, но и сугубо прагматические. НАТО только после окончания бомбовых ударов начало терять своих военных. Миротворцы подрываются на минах, а военная операция прошла без единой человеческой потери. Это действительно была война третьего тысячелетия — высокоточная, с использованием новейших технологий вооружения и оборудования. Для украинских военных это был бы неоценимый опыт по руководству военными подразделениями в современных условиях, непосредственное знакомство с новейшей военной техникой и так далее. А главное — они не были бы «незаконнорожденными» на мировом празднике победителей. Украинских миротворцев хорошо знают еще с событий в Боснии и Герцеговине. Сегодня они могут потерять возможность подтвердить свое реноме хороших солдат и реноме своей страны — цивилизованной и демократической.
В-третьих, Украина едва ли не первая начала говорить о своем материальном ущербе от югославской войны: только потери от закрытия судоходства по Дунаю она оценивает в $220 млн. А по оценкам экспертов, для восстановления разрушенной югославской экономики требуется от $50 до $180 млрд. инвестиций и капиталовложений. Урвать кусочек от лакомого пирога «югославского восстановления» будут хотеть многие мировые компании и концерны. И Украине на Балканах работы хватило бы, но может так случиться, что ее туда не пустят. Уже известно, что руководство США и ряд других европейских сателлитов заняли жесткую позицию относительно предоставления экономической помощи Югославии: пока там будет руководить Милошевич — не давать ни цента. А что, если НАТО займет такую же жесткую позицию и по отношению к союзникам Милошевича в мире, каким по вине слишком политизированных депутатов невольно стала и Украина? Прагматичный Запад не терпит конкурентов. Самая распространенная западная практика помощи — предоставлять ее в техническом виде. То есть деньги вложить, но дать их отрабатывать или осваивать своим же компаниям и специалистам. Страны НАТО очень даже не спешат предоставлять обещанную помощь Албании, Македонии, Черногории, которые вынесли на себе бремя содержания сотен тысяч беженцев, а не то что с кем-то делиться возможными дивидендами.
А работа на Балканах, повторяю, есть. Например, сегодняшняя Албания — это несчастная бедная страна, территория которой покрыта 700 тысячами железобетонных бункеров еще со времен коммунистического диктатора Энвера Ходжи, но в которой очень мало приличных дорог. Так вот, даже автостраду от главного аэропорта в Риносе до столицы Тираны, по которой местами можно передвигаться только в одну сторону, сегодня расширяют и мостят американские военные. Пройдет еще немного времени — и туда придут гражданские американцы, немцы или итальянцы. А могли бы и украинцы...
Есть еще один общий неутешительный вывод: украинская политика опять стала заложницей политики внутренней, обусловленной президентской кампанией. Даже Президент Л.Кучма, якобы инициировавший отправку миротворцев в Косово, после отказа парламента тоже дал задний ход, заявив, что такие вопросы не решают «с кондачка», мол, нужно обдумать все «за» и «против». Конечно, ему как претенденту нужно завоевать голоса антинатовского украинского электората. Понятно и то, что Кучма, как человек неуравновешенный, мог обидеться, что НАТО прохладно отнеслось к его предыдущим миротворческим усилиям.
Но при чем тут Украина, если обижается ее Президент?! Ведь сегодня уже очевидно, что даже Россия, бездумно и бессмысленно бросив своих десантников в Приштину, заслуживает большего уважения. Безумству храбрых не только поют песню. С ними еще и считаются, потому что хотят обезопасить себя от новых сюрпризов из Москвы. А страну, которая постоянно делает один шаг вперед, а потом два назад, просто сбрасывают со счетов.
КСТАТИ
Госдепартамент США объявил вознаграждение в $5 млн. за информацию, которая приведет к задержанию и осуждению военных преступников в Югославии, в том числе президента Слободана Милошевича. Международный трибунал по военным преступлениям в Гааге ранее выдвинул обвинение против президента Милошевича и других высокопоставленных фигур, в том числе президента Сербии Милано Милутиновича. Они обвиняются в персональной ответственности за убийства, депортацию и преследование албанцев в Косово. Однако госдепартамент отметил, что соискатели на вознаграждение не должны лично вылавливать обвиняемых, а должны связаться с американскими властями и предоставить соответствующую информацию.