Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

За новые правила игры

Офра БЕНДЖО: «Хизбалла» не должна больше диктовать свою волю
18 июля, 2006 - 19:43
ФОТО РЕЙТЕР

На Ближнем Востоке — фактически настоящая война. Израиль и дальше активно наносит удары по объектам группировки «Хизбалла». В последние дни израильской авиацией были атакованы штаб-квартира этой группировки в Бейруте, а также склад с оружием в Баальбеке. Со своей стороны «Хизбалла» нанесла ракетный удар по северным районам Израиля. Тем временем тысячи жителей южного Ливана бросают свои дома и двигаются на север страны, спасаясь от израильских бомбардировок. Многие граждане других стран покинули или же покидают Ливан. Как будет дальше развиваться конфликт и сколько он будет продолжаться? Какую цель в этом конфликте преследует Израиль? Об этом рассказала в интервью «Дню» доктор Офрра БЕНДЖО, профессор Тель-Авивского университета. Она — эксперт по проблемам Ближнего Востока.

— Каков ваш прогноз по разворачиванию нынешнего конфликта в Ливане?

— Нынешний конфликт будет продолжаться до тех пор, пока не будут достигнуты ощутимые результаты. В данный момент весь мир (и арабский, в частности) проявляет понимание того, в какой ситуации оказался Израиль. Некоторые арабские страны, зная что «Хизбалла» родственна шиитам, не хотят, чтобы это движение закрепилось — и было бы в Ираке, Ливане или в другом месте. Речь идет, в частности, о Саудовской Аравии, Иордании и Египте. Эти страны в том или ином виде поддерживают в этом конфликте позицию Израиля. В своем заявлении лидеры «восьмерки» также не призывали Израиль прекратить войну. Поэтому Израиль имеет полную свободу действий, чтобы усмирить «Хизбалла». Я думаю, что Израиль будет бороться до тех пор, пока ситуация не будет изменена радикально. Ведь в течение последних шести лет «Хизбалла» фактически диктовала свои правила. Мы хотим, чтобы эта организация прекратила диктат на севере Ливана. Правительство Ливана должно взять под свой контроль ситуацию на севере, а также и на юге страны. Это было бы идеально. Хотя нам нужно быть реалистами и не создавать иллюзий, что якобы проблему удастся полностью разрешить.

— Что значит достичь ощутимых результатов? Уничтожить «Хизбалла»?

— Это значит, что это движение больше не будет находиться у наших границ и диктовать правила игры, проводить обстрелы нашей территории и вообще делать, что ему заблагорассудится. Главная цель Израиля состоит в изменении правил игры, которые диктовала последние шесть лет «Хизбалла». За эти годы боевики этого движения стали довольно мощными, они значительно пополнили арсенал вооружений.

— Поможет ли решить этот конфликт отправление миротворцев на ливанско-израильскую границу, как это предлагает ООН?

— По моему мнению, лучшее решение будет заключаться в том, чтобы сам Ливан имел собственные вооруженные силы на границе. Ведь привлечение из других стран подразделений для выполнения миротворческой миссии не всегда является успешным. Особенно, это касается того, есть ли в стране настоящее правительство. Только в случае Египта и Израиля это было полезным, поскольку обе стороны хотели решения. Но в случае Ливана «Хизбалла» никогда не исчезнет. Поэтому для ливанского правительства лучше всего присутствовать на юге страны и гарантировать мир между Ливаном и Израилем.

— Какую роль в решении этого конфликта может сыграть Франция? Ведь французский президент Жак Ширак уже отправил в Ливан премьер-министра и министра иностранных дел. Кроме того, часто вспоминают, что Франция сыграла важную роль в урегулировании ливанского конфликта в 1996 году...

— Франция традиционно имеет интерес в Ливане. Однако я не знаю, что они собираются делать с Ливаном. Возможно, они хотят участвовать в восстановлении этой страны. Ведь это означает привлечение большого количества средств. Но я не знаю, как они хотят решить этот конфликт. Ведь одной стороной конфликта является Израиль. И пока Франция не проявит понимания проблем израильской стороны, не думаю, что она далеко продвинется в этом вопросе.

— Возможно, Франция сможет помочь Ливану построить собственные вооруженные силы?

— Я не знаю. Но если бы такое случилось, то Израиль приветствовал бы такое развитие событий. Любая помощь, направленная на то, чтобы Ливан мог контролировать юг, отвечала бы интересам Израиля.

— Как долго будет продолжаться этот конфликт и когда он будет развязан?

— Обычно конфликт имеет несколько этапов. Фаза войны или военных действий не будет продолжаться долго. Возможно, боевые действия будут продолжаться несколько недель. Этого я не могу знать точно. Потом нужно будет проходить другие фазы, которые также важны. Во-первых, ввод ливанской армии на юг страны. Во-вторых, это восстановление страны. Последняя фаза потребует много времени.

Мыкола СИРУК, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ