Приближаются выборы президента США, которые в 2000 году продемонстрировали, что даже в самой демократической стране мира возможны проблемы с подсчетом голосов, а следовательно, характер борьбы между основными кандидатами приобретает все более острый характер. Американские граждане опять должны определиться в своих симпатиях между Джорджем Бушем и Джоном Керри, которые, в соответствии с последними опросами, набирают почти одинаковое количество голосов. Каким же будет выбор единственной сверхдержавы в мире?
«КАРДИОГРАММА» ИЗБИРАТЕЛЯ
В последнее время традиционная картина электоральной базы Демократической и Республиканской партий существенно меняет свое лицо. Эти изменения обусловлены как демографическими, так и социальными тенденциями внутри Соединенных Штатов. Наиболее показательной демонстрацией сдвигов в общем раскладе сторонников двух партий являются съезды демократов и республиканцев, которые прошли в последние месяцы. Съезд Республиканской партии, организованный в Нью-Йорке — главной опорной базе демократов и в то же время главной жертве событий 11 сентября 2001 года, продемонстрировал, что на этот раз 44% делегатов республиканского съезда были женщины и 17% — представители нацменьшинств. Следует отметить, что в этом году их пропорция увеличилась: в 2000 году на съезде республиканцев было 36% женщин и только 10% нацменьшинств. Ситуация изменилась, и на этом съезде оказалось на 65% больше афроамериканцев, почти на 40% больше азиатов и на 15% больше латиноамериканцев. Пропорция женщин и нацменьшинств на съезде увеличилась не столько естественным путем, а скорее сознательным стремлением республиканцев к расширению электоральной базы. Раньше демократы всегда имели преимущество в работе с отмеченными группами населения, а на последнем июльском съезде Демократической партии в городе Бостон присутствовали 40% представителей нацменьшинств, что вдвое больше, чем у республиканцев.
Если брать показатели по расовой принадлежности, то 20% делегатов бостонского съезда демократов были афроамериканцами, в то время как на республиканском съезде этот показатель составлял только 6,7%. В общем, уже многие десятилетия сердца черных американцев преданы демократам, а республиканцам достаются меньше 10% их голосов. Однако опросы показывают, что после прошедших выборов часть негритянской молодежи становится более благосклонной к республиканцам, хотя это еще не значит, что она пойдет за них голосовать. Очень важным является то, что республиканцы реально начали расширять свой электорат среди афроамериканцев, латиноамериканцев, представителей других национальных меньшинств, а также женщин. Постепенно работа в этом направлении может привести к новому распределению симпатий среди этих слоев населения, которое сможет существенно подорвать популярность демократов. Кроме того, республиканцы активно привлекают в свои ряды бывших военных. Каждый пятый делегат их съезда был ветераном или резервистом, что позволило частично нейтрализовать преимущество Джона Керри в отношении его участия во вьетнамской военной кампании США.
К тому же Республиканская партия предприняла соответствующий поощрительный шаг и в сторону американцев с нетрадиционной сексуальной ориентацией. Перед самым съездом вице- президент Ричард Чейни, дочка которого — лесбиянка, публично занял достаточно либеральную позицию по однополым бракам, а республиканский губернатор Калифорнии Арнольд Шварценеггер в свою очередь положительно высказался по этой проблеме. Таким образом, республиканцы в борьбе за электорат и разные его прослойки демонстрируют более агрессивное и более эффективное поведение по сравнению с демократами, которые пытаются полагаться на традиционные слои своих сторонников.
Что касается рейтингов кандидатов на должность президента, то в соответствии с опросом по заказу телекомпании CNN и газеты USA Today, действующий американский президент опять опережает в популярности своего соперника. По данным исследования, за нынешнего главу Белого дома готовы проголосовать 49% опрошенных, а за его оппонента — 48%. Однако разрыв увеличивается, если учитывать мнения тех, кто в последнее время решил участвовать в голосовании. У этой категории населения Буш пользуется поддержкой 52%, а Керри — 45% опрошенных. Участие в выборах независимого кандидата Ральфа Нейдера существенно не влияет на результаты опроса. Важную роль в определении предвыборных симпатий играют личности кандидатов. Сторонники Керри заявляют, что готовы голосовать не столько за него, сколько против Буша.
МИФ О «ПРОСТОМ АМЕРИКАНЦЕ»
Что касается политических позиций обоих кандидатов, можно выделить следующие особенности. По мнению многих экспертов и аналитиков, основной чертой политической платформы демократа Джона Керри является слишком большая осторожность, которая иногда граничит с нерешительностью и неопределенностью. Керри отмечает, что он против применения казни — но за исключением случаев, связанных с террористической деятельностью. Для большинства американцев, которые верят в то, что государство никогда не должно лишать человека жизни, такая двойная позиция не имеет под собой оснований и негативно влияет на моральный образ главного демократа.
Одним из контрастных избирательных утверждений Керри по сравнению с Джорджем Бушем является солидаризация его со средним классом Соединенных Штатов, в то время как действующего президента связывают с защитой интересов узкой группы транснациональных корпораций. В основе же президентской кампании республиканцев лежит создание мифа, что их кандидат — это обычный человек, «простой американец», который всего достиг сам, тяжелым и настойчивым трудом, и хотя он не проявил себя в науках, однако является добрым и открытым, а также всегда готов отстаивать правду. В течение кампании этот миф был успешно создан, и сейчас он удачно конкурирует с образом интеллектуального кандидата Керри.
Одним из моментов избирательной платформы Буша являются намерения уменьшить роль государства в экономической жизни страны. В своих речах Буш часто повторяет, что для республиканцев важной является формула «меньше государства, больше частной инициативы». В то же время, если присмотреться к действиям американского президента, то он проводит политику к усилению центральной власти и роли государственного аппарата. В то же время Буш является представителем крупных нефтяных корпораций, поэтому для них действительно является важным минимальное вмешательство государства в бизнес. Именно корпоративная принадлежность Буша, на наш взгляд, является причиной лозунга в отношении уменьшения роли государства в экономике США.
Однако важными аргументами Буша в поддержку того, что ему удалось повернуть экономику Соединенных Штатов в направлении роста, являются увеличение количества рабочих мест на 1,5 млн. за последние 12 месяцев и его программа по сокращению налогов. Речи, которые подтверждают финансовое выздоравливание США, произносит и действующий председатель Федеральной резервной системы Ален Гринспен. Кроме того, республиканцы пытаются представить себя избирателям как умеренную силу, неспособную на радикальные шаги, вопреки утверждениям демократов. Это относительно удается делать усилиями таких общеизвестных умеренных политиков как Арнольд Шварценеггер, Рудольф Джулиани, Джон Маккейн и Колин Пауэлл. Именно благодаря поддержке отмеченных фигур республиканцам пока удается удерживать свой образ как взвешенной и мощной, однако нерадикальной силы, в сознании американцев.
Пока шансы кандидатов являются приблизительно равными, но впереди теледебаты, на которых Джон Керри может существенно поднять свой рейтинг, ведь известно, что у действующего президента есть определенные проблемы с публичными выступлениями. Однако у Джорджа Буша в запасе есть админресурс, который традиционно позволяет кандидату от власти набирать популярность на несколько процентов больше, чем в последние предвыборные месяцы. Теперь, все в руках самих участников кампании, — каждый их шаг может стать решающим.