Впервые, причем в такой непростой день, в британском парламенте показали документальный фильм — и это «Заложники Путина: украинские политзаключенные Кремля», лента, которая рассказывает о свыше 70 украинских граждан, незаконно заключенных Россией по политическим мотивам.
Фильм создали польские документалисты Божедар Паяк и Петр Малиновски, продюсером выступила Аля Шандра, главный редактор Euromaidan Press, независимого англоязычного издания об Украине. В документальном фильме показаны истории трех «узников Кремля»: Павла Гриба, Евгения Панова и Бекира Дегерменджи, о которых рассказывают их родственники и друзья. Кроме этого, лента освещает истории освобожденных заложников — Геннадия Афанасьева и Ахтема Чийгоза, а также активистов, которые работают над освобождением узников.
Показ в британском парламенте организовало Посольство Украины в Великобритании в сотрудничестве с авторитетной британской политологической организацией The Henry Jackson Society, а также с The British Ukrainian Society.
Как рассказал в «Фейсбуке» Николай Полозов, российский адвокат, который защищал и защищает немало «узников Кремля», показ в Вестминстерском дворце открывал член парламента Великобритании Джон Виттингдейл. Также на показе присутствовали прежний министр обороны страны, а в настоящее время член парламента Майкл Феллон, член Палаты лордов лорд Ризби. После демонстрации фильма состоялась дискуссия, во время которой обсуждали способы помощи украинским «заложникам Кремля» и военнопленным морякам, которых незаконно задерживает российская власть.
«НУЖНЫ КОНКРЕТНЫЕ САНКЦИИ, ИНАЧЕ СНОВА ВСЕ БУДЕТ СХОДИТЬ РОССИЯНАМ С РУК»
«Если честно, когда мы начинали договариваться о показе, то не знали, что как раз в этот день будет голосование по Брекзиту — мы свою работу начали раньше, и просто так совпало. Думаю, хорошо, что в последний момент депутаты все-таки пришли, не отказались посмотреть показ», — рассказывает Наталья ГАЛИБАРЕНКО, Чрезвычайный и Полномочный Посол Украины в Великобритании. — Очень хорошо, что так получилось. Война на Донбассе более-менее освещена в британских СМИ, а вот вопрос наших политзаключенных остается как-то в стороне. Многие люди впервые услышали о реальных цифрах, услышали реальные истории политзаключенных».
Важной темой на дискуссии после показа был вопрос введения персональных санкций против россиян, причастных к репрессиям против украинцев в РФ и оккупированном ею Крыму.
«Такой вопрос поднимался, и не впервые, — комментирует Наталья Галибаренко. — Правозащитники поднимали этот вопрос и в прошлом году, когда приезжали в Британию, и мы организовали встречу в Министерстве иностранных дел. Правозащитники правы. Идет речь о том, чтобы сделать аналог «списка Магнитского», принятого в Соединенных Штатах (идет речь о законе, который содержит перечень российских чиновников, причастных к мошенничествам, преследованиям и нарушениям прав человека, в частности связанных со смертью российского адвоката Сергея Магнитского. — Авт.). Великобритания так же приняла соответствующее законодательство в прошлом году. Но, если честно, пока мы не видим результатов. Поэтому правозащитники правильно ставили категорический вопрос: для того, чтобы добиться прогресса в освобождении политзаключенных, должно присоединиться международное сообщество с конкретными санкциями именно за нарушение прав человека, иначе снова все будет сходить россиянам с рук».
Госпожа посол заверила, что во время показа «Заложников Путина» удалось увидеть понимание британских парламентариев. «Парламентарии, что присутствовали, — это люди, которые в принципе интересуются украинской тематикой, проводят встречи с нашими организациями, с должностными лицами — то есть, они в теме. Они так же признавали, что, к сожалению, ожидали большего: думали, что с принятием соответствующего законодательства пойдет практическая имплементация, наработка санкционного списка, например. Этого не происходит по определенным причинам, возможно, потому что так называемая «машина» работает не так быстро, возможно, на этом уровне нужно больше взаимодействия со странами ЕС. И, знаете, все согласились с тем, что нужно продолжать, нужно помогать правозащитникам показывать этот фильм в столицах, чтобы было осознание того, что нужно работать по санкциям за нарушение прав человека».
Фото предоставлены Посольством Украины в Великобритании
Относительно голосования по Брекзиту, что состоялось фактически сразу после показа (напомним, парламентарии не поддержали новый вариант соглашения о выходе Британии с ЕС, и с достаточно солидным преимуществом — 242 «за» соглашение, 391 — «против») Наталья Галибаренко отметила: «В принципе, все уже ожидают, когда Брекзит закончится каким-то решением. Украина тоже хочет, чтобы этот период неопределенности завершился, чтобы были конструктивные отношения с Европейским союзом. Здесь есть и двусторонний интерес, потому что между Украиной и Британией должно быть подписано двустороннее соглашение о взаимоотношениях, а мы не можем реально начать над ним работать, пока не состоялся процесс выхода с Европейского Союза».
НУЖНА МЕЖДУНАРОДНАЯ ПЛАТФОРМА, КОТОРАЯ БУДЕТ РАБОТАТЬ С ТЕМОЙ «УЗНИКОВ КРЕМЛЯ»
«Мы давно занимаемся темой политзаключенных, и очень хотелось иметь фильм, который рассказывает именно об этом феномене. Олега Сенцова, Надежду Савченко знают всюду по миру, но немногие знают, что в действительности идет речь об огромном количестве узников — на сегодня известно, по крайней мере, о 73 человеках, не считая военнопленных моряков и заключенных на Донбассе. Собственно, мы хотели сделать фильм, который бы проливал свет на сам этот феномен...», — рассказывает Аля ШАНДРА, продюсер фильма «Заложники Путина».
Фильм создали специально для европейской аудитории, чтобы популярно рассказать о том, что происходит, побуждать международное сообщество к действиям. «Обо всех этих действиях мы говорим в Лондоне. Мы хотели бы, чтобы работали санкции против российских должностных лиц, которые допускают похищение, заключение и истязание украинских политзаключенных, мы хотели бы, чтобы была международная платформа, которая занимается вопросами их освобождения. По Донбассу у нас есть такая платформа, но о политзаключенных даже негде поговорить на международном уровне. Очевидно, что Украина сама эту проблему не вытянет», — акцентирует Аля Шандра.
По словам продюсера фильма, 12 марта в парламенте затрагивались вопросы о санкциях, «акте Магнитского», EU Global Human Rights Act (аналог «акта Магнитского», предложенный на уровне ЕС). «В принципе, люди начинают думать над тем, что конкретно можно сделать по этой проблеме, можно ли включить в такие списки наших политзаключенных», — добавляет Аля.
ОБНАДЕЖИВАЮЩИЕ СИГНАЛЫ
Премьера фильма состоялась 23 января 2019 года на сессии ПАСЕ. «В основном, политики, конечно, удивляются увиденному, потому что они не знали, что такой феномен есть, — говорит о реакциях на «Заложников Путина» продюсер фильма. — В ПАСЕ, к сожалению, у нас не было времени поговорить так, как в британском парламенте. Там после показа нас спрашивали, прежде всего, о санкциях, о том, почему же нельзя торговать с Россией, почему когда (британские. — Авт.) бизнесмены заполняют бланки в банке, у них спрашивают, торгуют ли они с Крымом».
«На презентациях присутствовал Николай Полозов, российский адвокат, который вел дела нескольких украинских политзаключенных, сейчас очень активен в Крыму. Кроме этого, он является координатором группы украинских адвокатов, которые занимаются делами 24 военнопленных украинских моряков, захваченных Россией в Черном море. Собственно, Николай хорошо рассказывает о природе российского режима, о том, почему украинские политзаключенные являются симптомом российского авторитарного режима — потому что нужно оправдывать раздутый репрессивный аппарат, — продолжает Аля Шандра. — Николай очень убедительно выглядит, поскольку сам он — россиянин, занимается украинскими темами, сам призывает ввести какое-то наказание против России по делам политзаключенных и моряков».
Кстати, 11 марта в Лондоне, в одном из коммерческих сетевых кинотеатров VUE тоже состоялся показ «Заложников Путина», организованный Посольством Украины в Великобритании. «Это было довольно неожиданно, ведь времени на рекламу было мало, но пришло больше чем полсотни людей, и не только украинцев — грузинские дипломаты, небезразличные британцы. Конечно, это обнадеживающе», — делится впечатлениями Аля Шандра. Между прочим, команду фильма пригласили провести показ в Оксфордском университете — еще неизвестно, получится ли это сделать.
В целом во время визита команды — а это творцы фильма, адвокат Николай Полозов, правозащитница Мария Томак — украинское посольство организовало встречу в Министерстве иностранных дел с британским депутатами, представителями Amnesty International, другими экспертами по вопросам прав человека и борьбы с дезинформацией, а также с британскими журналистами. Более того, как раз в эти дни в Chatham House (Королевском институте международных отношений) состоялась встреча, посвященная милитаризации Черного моря после аннексии Крыма, где тоже поднимали вопрос «узников Кремля».
«СЕЙЧАС ПОЛИТЗАКЛЮЧЕННЫЕ — НЕВИДИМЫ»
Уже запланирован на 19 апреля показ ленты «Заложники Путина» в Брюсселе, на сессии Европарламента. Также команда, которая работала над фильмом, подала заявки на многие фестивали, планируется показ в Украине — на телевидении и «офлайн», с обсуждением.
«Мы хотим охватить разные политические площадки, потому что именно от них будет зависеть, будет ли поддержка идеи санкций, EU Global Human Rights Act. Мы бы очень хотели, чтобы он был поддержан на уровне ЕС, чтобы туда были включены российские должностные лица — по нашему вопросу, — резюмирует Аля Шандра. — В последующем мы бы хотели поднимать осведомленность об этой проблеме на всех европейских площадках. Очень жаль, что о политзаключенных забывают. Эта проблема тянется уже пятый год, когда Олег Сенцов голодал, это позволило «подсветить» тему, о политзаключенных говорили по всему миру, но сейчас они являются невидимыми. И мы хотим сделать их видимыми — с помощью этого фильма».
* * *
Относительно поддержки Великобритании. 80 лет тому назад, 1 февраля 1939-го, британский ученый-украиновед сэр Ланселот Лоутон выступил на заседании членов Ближнего и Средневосточного общества в Лондоне с докладом «Украина: наибольшая проблема Европы». В частности, там отмечалось: «...Какой должна быть позиция Великобритании? А наша позиция, я считаю, должна быть та же, что и украинцев. Мы должны стоять на стороне Украины и на стороне каждого государства, которое готово помочь ей на приемлемых для нее условиях. Другими словами, мы должны хотеть того же решения, которого желает сама Украина. И я убежден, что это так же в наших интересах, как и в ее».
13 МАРТА 2019 Г. КИЕВ. АКЦИЯ ВОЗЛЕ РОССИЙСКОГО ПОСОЛЬСТВА / ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «День»
Относительно Украины. 13 марта к Администрации Президента в Киеве вышли родственники политзаключенных и военнопленных, которые призывали Петра Порошенко создать Координационный совет для освобождения заложников. Как сообщали организаторы — Объединения родственников политзаключенных Кремля и родные военнопленных, участники акции «Президент, подпиши» стремятся напомнить Петру Порошенко об обещании создать единый координационный орган для поиска путей освобождения заложников, а также подписать указ о его основании. Дело в том, что идею создания такого Координационного совета, который предложил «узник Кремля» Владимир Балух в своем письме к Президенту, Петр Порошенко поддержал еще 8 июня 2018 года во время встречи с семьями политзаключенных и военнопленных в АП.
«Глава государства публично объявил о создании такого совета и поручил своей администрации подготовить соответствующий указ. До сих пор Администрация Президента не предоставила ни одного ответа на запросы родственников заложников Кремля относительно выполнения настоящей доверенности Президента, а вопрос системного подхода к решению проблемы остается в государстве нерешенным», — акцентируют организаторы акции.
Чтобы иметь поддержку, о которой говорил Ланселот Лоутон, нужно демонстрировать собственную преданность делу.