Избиратели в Великобритании и Польше преподнесли президенту России Владимиру Путину неприятные сюрпризы. Это послужило не самым лучшим фоном для поднятой истерии по случаю празднования 9 мая. Напомним, в Великобритании на парламентских выборах победили консерваторы во главе с нынешним премьером Дэвидом Кэмероном.
Заручившись такой поддержкой избирателей, премьер Дэвид Кэмерон несомненно постарается усилить роль Великобритании в европейских делах. В том числе и в украинском вопросе.
От польских президентских выборов ничего положительного Москве ждать не приходилось. Оставалась надежда, что ею предпочитаемый президент Бронислав Коморовский займет первое место и с этого плацдарма сумеет победить в неизбежном втором туре. И здесь польские избиратели не оправдали московских надежд.
Во-первых. Нынешний президент Польши с 60% поддержки в начале избирательной кампании снизил свой рейтинг до 33,77%. С другой стороны, его главный оппонент Анджей Дуда нарастил свою поддержку с 16-18% до 34,76%. Арифметически разница между главными кандидатами невелика и составляет 0,99%. Однако здесь следует учесть динамику процесса и чисто психологический фактор. Коморовский в ходе кампании поддержку терял, Дуда же наоборот постоянно ее наращивал.
ФОТО РЕЙТЕР
Во-вторых. Выборы президента являются прелюдией к предстоящим осенью парламентским. Кто победит во втором туре — получит для своей политической силы определенные преимущества. И хотя этот фактор не слишком выделялся в ходе президентской кампании, главные партии «Гражданская платформа» (РО), поддерживающая Коморовского, и «Право и Справедливость» (PiS) Анджея Дуды вели борьбу с прицелом на сентябрь.
Отметим, что местные выборы осенью прошлого года «Гражданская платформа» проиграла PiS. Это был серьезный сигнал, но похоже, что РО необходимых выводов не сделала и получила вторую желтую карточку.
В-третьих. Хотя вопросы внешней политики и безопасности нашли отражение в ходе избирательной кампании, тем не менее, в своем большинстве польские избиратели серьезно озабочены экономическими и финансовыми проблемами. За последние 10 лет сотни тысяч граждан Польши эмигрировали в Великобританию и Германию. Средний уровень безработицы в Польше составляет 8%, однако среди молодых людей он больше 20%. Недовольство нынешними проблемами вылилось в поддержку откровенно популистской программы занявшего третье место бывшего музыканта Павла Кукиза. За него отдал свой голос каждый пятый избиратель.
Прежде всего, это молодые люди и студенты, которые отдают предпочтение так называемым несистемным кандидатам. Голоса этих избирателей определят, кто победит из двух оставшихся претендентов во втором туре 24 мая.
В-четвертых. Тактика лидера PiS Ярослава Качиньского оказалась правильной. Он выдвинул от партии практически неизвестного, но очень симпатичного молодого политика, который, к тому же, получил благословение влиятельной католической церкви. Новое лицо и надежда на перемены привлекли многих консервативных избирателей. И все же исход второго тура выборов 24 мая еще совершенно неясен. Все решит явка избирателей. Низкая явка (в первом туре проголосовало 49,4% избирателей) до сих пор играла в пользу лагеря национал-консерваторов из PiS.
В-пятых. Политики, которые выражали солидарность с Москвой, в общей сложности набрали менее 7%. Среди пророссийских кандидатов выделялась Магдалена Огурек, представительница Союза левых демократических сил, заявившая о своих намерениях встретиться с Владимиром Путиным сразу после избрания. Однако, как отмечал канал Euronews, этой молодой блондинке и бывшей модели не хватает опыта в политике, а ее политическому курсу — определенности. В итоге она набрала чуть меньше 2,5%.
Кандидат от партии KORWiN Януш Корвин-Микке тем временем выступает против вмешательства США во внутренние дела европейских стран и признает присоединение Крыма к России. Другой кандидат с пророссийской ориентацией Януш Паликот не одобряет санкции против России и увеличение польского военного бюджета. Первый получил 3,5% голосов, второй — чуть больше 1,5%.
Президент Польши имеет по конституции весьма ограниченные полномочия, в основном в области внешней политики. Тем не менее, с учетом психологического влияния на предстоящие в сентябре парламентские выборы не следует недооценивать возможные результаты теперь уже второго тура.
С точки зрения украинского направления в польской политике не приходится ожидать существенных изменений. Как Бронислав Коморовский, так и Анджей Дуда высказывались в поддержку Киева. Последний, по крайней мере на словах, был даже более решительным. В январе Дуда заявил, что рассматривает возможность отправки польских военных на Донбасс для помощи украинским силовикам. Между тем, Бронислав Коморовский пытается не отставать. В частности, он уже пообещал полякам референдум об изменении избирательной системы и запрета финансирования партий из госбюджета.
Конечно, в данный момент такие заявления следует рассматривать как дань предвыборной риторике. Тем не менее, усиление положения национал-консерваторов из PiS будет означать более сильную поддержку Украины. Возможно, не только дипломатическую.
Более четкой политическая конфигурация в Польше станет только после парламентских выборов. Остается ждать.
«ЧИСЛО ПОЛЯКОВ, КОТОРЫЕ ИЩУТ ПОЛИТИЧЕСКУЮ АЛЬТЕРНАТИВУ, РАСТЕТ»
Яцек КУХАРЧИК, президент Института общественных дел:
— Коморовский проиграл в первом туре выборов по двум причинам. Первая заключается в том, что в польском общественном мнении выросла усталость от 8-летнего пребывание у власти «Гражданской платформы». Число поляков, ищущих политическую альтернативу, растет в течение уже длительного времени. А поскольку Коморовский — кандидат от «Гражданской платформы», то он заплатил цену за это. Ощущение среди поляков, что необходима смена правительства, — также сыграло против президента.
Вторая причина, на мой взгляд, более важная и насущная. У Коморовского была плохая избирательная кампания. К тому же он пренебрег своим основным электоратом. Он пытался превзойти себя, слишком поверив в первые опросы общественного мнения. Согласно им, у Коморовского в целом был очень хороший рейтинг. Также основной проблемой Коморовского стала низкая явка избирателей, которые обычно поддерживают его и «Гражданскую платформу», а — это хорошо образованные жители городов. Однако они не почувствовали необходимости в том, чтобы проголосовать в первом раунде.
Победа Дуды в первом раунде означает то, что у него есть хорошие шансы на победу в президентских выборах. Однако его выигрыш может стать большим вызовом для польской внешней политики и отношений с ключевыми партнерами, в частности с Германией.
Между тем, внешняя политика и риторика Дуды по отношению к России будут жестче. Но Дуде станет сложнее проводить эффективную политику сразу в двух направлениях — в отношении России и в отношении Украины. Он много будет говорить о поддержке Украины.