Встреча в Жешуве будет проходить под знаком неоткрытого в мае во Львове Кладбища Орлят, даже если польская сторона этого никак не будет афишировать. По этому поводу уже было много сказано и написано, в начале июня здесь, в Жешуве к нахождению компромиссов призывали главы украинского и польского правительств Анатолий Кинах и Лешек Миллер. О том, что компромисс должен быть найден, несколько раз говорил и Президент Леонид Кучма. Итак, встреча будет символичной.
Накануне встречи было обнародовано письмо представителей львовских интеллектуальных кругов к президентам Украины и Польши с просьбой не устанавливать точную дату открытия военных мемориалов во Львове (в данном случае речь идет не только о «Кладбище орлят», но и об украинском мемориале). «Мы убеждены, что недружелюбное отношение части львовян, которое иногда выплескивается в ксенофобские настроения, совсем не представляет убеждения большинства львовской общины», — говорится в письме. В нем также говорится, что лучшим выходом из ситуации было бы решение, выработанное путем конструктивных переговоров представителей правительств Украины и Польши, органов местного самоуправления Львова, экспертов — архитекторов, искусствоведов, историков, представителей общественных организаций. Подписавшие письмо считают очень важным, чтобы вопрос был выведен из плоскости сведения исторических счетов и решен в духе христианского единения — поэтому они предлагают подключиться иерархам Украинской греко-католической и Римско-католической церквей, верующим обеих конфессий.
Представители польской дипломатии довольно спокойно отнеслись к тому, что торжественное открытие «Кладбища орлят» с участием президентов во Львове не состоялось. Как говорили польские дипломаты «Дню», сегодня и в ближайшее время двум странам нужно будет решить значительно более серьезные и актуальные проблемы. Большинство из них лежит как раз в экономической плоскости, в частности, в возможностях инвестирования, банковского сотрудничества. Украинская сторона, среди прочего, планировала использовать форум для презентации возможностей нефтепровода Одесса—Броды, вернее, его привлечения к схеме поставок энергоносителей в Западную Европу. Нефтепровод пока что «сухой», его наполнение нефтью ищут в экстренном порядке, между тем сейчас завершается разработка технико-экономического обеспечения этого маршрута, выполнявшееся американской компанией. Украина сегодня рассматривает энергетический сектор чуть ли не как главный локомотив своего движения в европейском направлении. И нефтепровод Одесса—Броды, говорили «Дню» в МИД Украины, вполне отвечает стратегической заинтересованности Европейского Союза в диверсификации источников поставки энергоносителей, он имеет политическую поддержку во многих европейских структурах, и вопрос возникает прежде всего в отношении коммерческих аспектов. Польша не один год выражала как раз политическую поддержку этого проекта, но всегда речь шла о расхождении с украинским видением создания консорциума для транспортировки каспийской нефти по этому пути. В результате, консорциум не создан по сей день — хотя польские компании в то же время подчеркивают, что сохраняют интерес к этой идее. В свое время представители польского энергетического бизнеса указывали на то, что с коммерческой точки зрения проект Одесса—Броды—Плоцк (Польша) не слишком прибылен, но он может быть очень важен с политической точки зрения, и поэтому поляки всегда готовы обсудить конкретные предложения.
С политической точки зрения делегациям обеих стран будет также чрезвычайно важно обменяться мнениями в отношении недавней договоренности президентов Кучмы и Путина а также канцлера ФРГ Шредера о сотрудничестве по газовому транзиту. До сих пор польская сторона воздерживалась от комментариев на эту тему, это касается и заявлений украинского и российского руководства о том, что отныне тема «обходного» газопровода, который должен проходить по польской территории, просто снимается. Руководство Польши имело возможность получить информацию из первых, но разных рук — именно в эти дни в Польше находились федеральный канцлер ФРГ Шредер и председатель правления «Газпрома» Алексей Миллер. Возможно, угол видения украинской стороны будет довольно интересен для сравнения. Кстати, вчера проходила презентация украинских инвестиционных возможностей в энергетической отрасли на международной конференции в Брюсселе. Энергетическая дипломатия, таким образом, наконец стала частью общей политики Киева.
Вряд ли будет лишним утверждать, что именно совместные масштабные проекты — это то, что позволит уменьшить негативные эффекты от расширения Европейского Союза для Украины и каким-то образом отойти от негативного восприятия народами друг друга. Польша, кстати, надеется, что станет членом ЕС в первом полугодии 2004 г. Уже в следующем году она будет вынуждена ввести визовый режим для украинцев. И многое теперь будет зависеть от того, насколько удастся преодолеть психологический барьер, возникший из-за проблем с львовским кладбищем.