Мировая пресса много уделила внимания первому зарубежному визиту российского премьер-министра Владимира Путина. Многие издания назвали визит Путина в Париж «президентским визитом», знаковым, отмечая, что никаких официальных бумаг подписано не было. Несмотря на то, что Путин больше не является главой государства, во Франции этого не ощущалось. По российской конституции, руководство внешней политикой осуществляет президент, однако именно Путин встретился во Франции с главой страны Николя Саркози и обсуждал новое соглашение между Россией и ЕС, а также вопросы энергобезопасности. Кроме того, политики обсудили цены на нефть, которые будут одной из главных тем саммита «Группы восьми», и соблюдение прав человека в России.
Впрочем не обошлось без интриг со стороны российского премьера. В ходе обсуждения со своим коллегой Франсуа Фийоном ситуации на мировом рынке нефти Путин с интригой в голосе отметил: «Если бы Россия определяла цены на нефть, мы бы с вами договорились. Но это, к сожалению, не так. Пока».
КОММЕНТАРИЙ
Как французская экспертная среда воспринимает президентский уровень приема во Франции российского премьера Владимира Путина, и что означает амбициозное партнерство, которое французский президент предложил Украине?
Тома ГОМАР , руководитель программы Russie/NEI.Visions во Французском институте международных отношений:
— Следует отметить несколько моментов. Во-первых, этот визит является важным в свете председательства Франции в ЕС во второй половине 2008 года. Поэтому его следует рассматривать в контексте подготовки этого председательства. Во-вторых, Франция определила приоритеты своего председательства, и одним из них является энергетика. Это также является косвенным приоритетом России, учитывая то, что для этой страны энергетика является главной темой в повестке дня. В-третьих, личность Путина, которого приветствовали в Париже на наивысшем уровне. Как и везде, в Париже возникает вопрос о роли Путина, который является сегодня и будет в дальнейшем центром политической стабильности в России. Как известно, ранее отношения между Россией и ЕС определялись администрацией в Кремле. А этот визит, возможно, является сигналом того, что Владимир Владимирович будет продолжать руководить этим решающим направлением. Поэтому важно рассматривать этот визит как сигнал о его личном интересе в развитии отношений с ЕС.
В Париже считают, что Путин до сих пор остается сильным лидером России. Также важно понять, что для Франции, как и для всех европейских столиц, отношения между ЕС и Россией будут решающими в следующем десятилетии. Россия рассматривается как партнер, хотя и довольно сложный. Поэтому для нас важно создать новые рамки для двусторонних отношений. Как это не парадоксально выглядит, несмотря на политическое напряжение между обеими сторонами, отношения между ЕС и Россией развиваются. ЕС является главным торговым партнером России, в то время как Россия только третьим партнером ЕС после США и Китая. Развитие отношений между ЕС и Россией является важным для обеих сторон.
Я считаю, что французская дипломатия проводит сейчас двухуровневую политику. Первый уровень состоит в том, чтобы сказать новым членам ЕС, а также Украине: мы больше беспокоимся о вас. Подписание Саркози соглашения о стратегическом партнерстве с Польшей и отношении к Украине четко отличается от политики предыдущего президента Жака Ширака. В то же время, второй уровень состоит в том, что, развивая отношения с этими странами и Россией, невозможно избежать взаимных недоразумений. Мы должны дедраматизировать отношения с Россией.
Нам следует понять, что Россия не хочет ратифицировать Энергетическую хартию. Об этом четко было заявлено несколько раз. Россия просит, чтобы эту Хартию ратифицировали США и Норвегия. Я считаю, что Энергетическая хартия в известной степени является мертвым вопросом. В то же время, в следующем соглашении между ЕС и Россией вопрос должен быть сосредоточен на Энергетической хартии, иначе переговорный процесс и далее будет находится в тупике. Энергетическая хартия действительно очень важна. Но четко понятно, что Россия не ратифицирует эту Хартию.
Также следует обратить внимание на то, что Россия не входит в ВТО. Она ратифицировала Киотский протокол. Она не ратифицирует Энергетическую хартию пока этого не сделают США и Норвегия. Мы обращали внимание России на эту проблему, но часть этой проблемы находится в США. Поэтому, я думаю, в энергетическом плане значительно важнее для ЕС открыть свой энергетический рынок, сделать его более привлекательным для разных поставщиков. В то же время, ЕС не может обойтись без России как очень важного поставщика энергоресурсов. Следует учитывать, что в России находится 30 процентов мировых запасов газа. И этот важный факт нельзя изменить.
Что касается возможного влияния России на стоимость цены на нефть? Следует обратить внимание на то, что Россия не входит в ОПЕК. В то же время, нужно учитывать, что Россия является вторым в мире поставщиком нефти. Также следует обратить внимание на ряд заявлений, в которых прозвучало, что добыча российской нефти в этом году может достичь пика. Очевидно, что Россия, принимая во внимание подобные заявления, влияет на цену на нефть. Очевидно и то, что данная ситуация очень выгодна для России. Поэтому российский интерес состоит в том, чтобы держались высокие цены на нефть и газ. Это выгодно для экономики России, для накопления петродолларов. Следует заметить, что Россия занимает третье место в мире по запасам твердой валюты. Если мыслить, исходя из интересов России, то ее очень устраивает нынешняя ситуация. Для нее выгодно, чтобы сохранялась неуверенность в ценах на нефть.
Что касается предложенного Саркози амбициозного партнерства для Украины, нужно обратить внимание на три вещи. Во-первых, это говорит Украине, что ее европейские надежды более понятны сегодня в Париже, чем это было ранее. Во-вторых, идентичность Украины как европейской страны не обсуждается. Это абсолютно понятно каждому. В-третьих, не нужно забывать, что для Саркози большой проблемой является не Украина, а есть и будет оставаться Турция. Важно также понять, что всегда существует турецкий фон, когда во Франции говорят о возможном расширении или очень глубокой ассоциации. В-четвертых, есть мнение, что приближение Украины к ЕС ее вхождение в евросообщество должно происходить эволюционно. В то же время, бытует мнение, что страны ЕС и США должны быть более осторожными в вопросе присоединения Украины к НАТО. Это рассматривается как очень рискованный шаг в нынешнем контексте. Важно понять, что вхождение Украины в НАТО является очень чувствительным вопросом.