Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: научиться жить на земле, как люди.
Бернард Шоу, английский драматург

Дмит­рий МА­ЛА­КОВ: «Ни в со­вет­ской Ук­ра­и­не, ни в не­за­ви­си­мой — ник­то ни­ког­да не был на­ка­зан за на­не­се­ние вре­да па­мят­ни­кам ар­хи­тек­ту­ры»

Один из са­мых из­вес­тных кра­е­ве­дов Ук­ра­и­ны встре­тил­ся с учас­тни­ка­ми ХІ Лет­ней шко­лы журналистики «Дня»
17 июля, 2013 - 19:06

Ки­е­во­вед, и ав­тор мно­жес­тва пу­те­во­ди­те­лей, аль­бо­мов и мо­ног­ра­фий при­шел в ре­дак­цию га­зе­ты. Дмит­рий Ма­ла­ков от­но­сит­ся к тем кра­е­ве­дам, ко­то­рые еще с дет­ства ув­лек­лись те­мой, ко­то­рая ста­ла де­лом их жиз­ни: «Я, еще бу­ду­чи школь­ни­ком, имел до­ма цвет­ной ил­люс­три­ро­ван­ный план Ки­е­ва на тка­не­вой ос­но­ве с луч­ши­ми до­ма­ми Ки­е­ва, Со­фий­ским со­бо­ром, Ки­е­во-­Пе­чер­ской лав­рой, уни­вер­си­те­том. Был там и Бог­дан Хмель­ниц­кий, и Вла­ди­мир Ве­ли­кий. Я очень лю­бил эту ста­рую кар­ту: ло­жил­ся на по­лу и «пу­те­шес­тво­вал» по Ки­е­ву».

Дмит­рий Ва­си­лье­вич яв­ля­ет­ся пос­то­ян­ным ав­то­ром «Дня», а так­же не­дав­но стал ге­ро­ем ин­тер­вью в но­вом про­ек­те ре­дак­ци­он­но­го кол­лек­ти­ва — «День ТВ», ко­то­рый ско­ро мож­но бу­дет уви­деть на на­шем сай­те. Он пи­шет об ар­хи­тек­тур­ной ис­то­рии Ки­е­ва, зод­чих Вла­дис­ла­ве Го­ро­дец­ком, Ва­си­лии Ось­ма­ке и Вла­ди­ми­ре Бес­смер­тном, а так­же об ук­ра­ин­ском ху­дож­ни­ке-г­ра­фи­ке, сво­ем бра­те Ге­ор­гии Ма­ла­ко­ве.

На­чал­ся раз­го­вор уче­но­го со сту­ден­та­ми с ис­то­ри­чес­ко­го экс­кур­са. Гость рас­ска­зал мо­ло­дым жур­на­лис­там о па­ра­док­сах жиз­ни в Со­вет­ском Со­ю­зе, ар­хи­тек­тур­ном аб­сур­де тог­даш­не­го Ки­е­ва, пе­рес­трой­ке Кре­ща­ти­ка и но­вом нап­рав­ле­нии в ар­хи­тек­ту­ре это­го пе­ри­о­да — «ста­лин­ском ба­рок­ко». Од­на­ко, вви­ду то­го, что до­ма на глав­ной ули­це сто­ли­цы стро­и­ли за го­су­дар­ствен­ные сред­ства, ар­хи­тек­то­ры зло­у­пот­реб­ля­ли от­дел­кой зда­ний, за что ки­ев­ля­не на­зы­ва­ли эти со­о­ру­же­ния «бре­дом су­мас­шед­ше­го кон­ди­те­ра», пос­коль­ку ук­ра­ше­ния на­по­ми­на­ли офор­мле­ния тор­тов.

Нетиповий Київ. Версія Дмитра Малакова (відео)

По­том учас­тни­ки Лет­ней шко­лы за­да­ва­ли Дмит­рию Ва­си­лье­ви­чу воп­ро­сы о сос­то­я­нии сов­ре­мен­но­го об­щес­тва и вли­я­нии на не­го средств мас­со­вой ин­фор­ма­ции. «Се­год­ня про­хо­дят про­цес­сы «де­би­ли­за­ции» об­щес­тва, ведь все но­вос­ти толь­ко о тра­ге­ди­ях и не­га­ти­вах: уби­ли, уто­пи­ли, сож­гли... Я убеж­ден — ко­му-­то это нуж­но, ведь ду­ра­ка­ми ру­ко­во­дить лег­че! На­де­юсь, что в ва­ше вре­мя глу­пость бу­дет не та­кой вы­ра­зи­тель­ной, ведь все это идет свер­ху», — от­ме­тил ки­е­во­вед. В за­вер­ше­ние учас­тни­ки встре­чи раз­мыш­ля­ли вмес­те с гос­тем над воп­ро­сом вос­при­я­тия ук­ра­ин­ца­ми сво­ей стра­ны в це­лом и сто­ли­цы в час­тнос­ти, ведь из­вес­тно, что око­ло се­ми мил­ли­о­нов на­ших граж­дан се­год­ня ра­бо­та­ют за ру­бе­жом. По мне­нию Дмит­рия Ма­ла­ко­ва, при­чи­на в том, что за столь­ко лет влас­ти так и не уда­лось сде­лать стра­ну прив­ле­ка­тель­ной. Ве­со­мой час­тью этой проб­ле­мы яв­ля­ет­ся и язы­ко­вой воп­рос, ведь ког­да-­то ук­ра­и­но­я­зыч­ных ки­ев­лян не вос­при­ни­ма­ли и сра­зу «ок­ре­щи­ва­ли» бур­жу­аз­ны­ми на­ци­о­на­лис­та­ми. Но в сов­ре­мен­ном Ки­е­ве си­ту­а­ция в кор­не из­ме­ни­лась — и сей­час здесь фор­ми­ру­ет­ся но­вая го­род­ская куль­ту­ра.

Участница Летней школы журналистики Соломия Буй вручает Дмитрию Малакову значок с изображением лошадки Аллегро — символ счастья и радости. Это традиция — дарить его всем лекторам как приглашение активно участвовать в инициативах «Дня» — писать блоги и посещать наши фотовыставки

В кон­це встре­чи ар­хи­тек­тор по­де­лил­ся мыс­ля­ми об ук­ра­ин­ских му­зе­ях, наз­вав их сос­то­я­ние не­у­дов­лет­во­ри­тель­ным. «Му­зей дол­жен быть но­вым и жи­вым! В Чи­ка­го, на­п­ри­мер, раз в чет­верть квар­та­ла му­зеи ме­ня­ют экс­по­зи­цию. А у нас как экс­по­ни­ро­ва­ли при пос­трой­ке му­зея, как экс­кур­со­во­ды ме­то­дич­ку вы­у­чи­ли — так оно и есть до сих пор», — го­во­рит Дмит­рий Ма­ла­ков.

Под­роб­нее о раз­ни­це ук­ра­ин­ско­го и аме­ри­кан­ско­го гра­дос­тро­е­ния, о стан­дар­ти­за­ции ар­хи­тек­ту­ры в Со­вет­ском Со­ю­зе, а так­же о бо­гат­стве ту­рис­ти­чес­кой Ук­ра­и­ны — чи­тай­те в сле­ду­ю­щих вы­пус­ках «Дня».

Со­ло­мия БУЙ, Лет­няя шко­ла жур­на­лис­ти­ки «Дня»
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ