Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«237 против 205»

Политический класс страны перестал быть ее частью
20 ноября, 2003 - 00:00

Унизительная для страны дискуссия вокруг уровня минимальной заработной платы стала одной из самых раскрученных тем в процессе принятия бюджета-2004. Кабинет Министров и Верховная Рада никак не договорятся, каким же должен быть зарплатный минимум в следующем году. Первый вице-премьер Николай Азаров считает, что украинцы после новогодних праздников не должны получать менее 205 гривен в месяц. Председатель бюджетного комитета парламента Петр Порошенко требует, чтобы эта сумма составила 237 гривен. Собственно, именно на этом уровне установлена минимальная зарплата законом, который Верховная Рада приняла, а Президент подписал. Но в Кабмине предупреждают, что денег на финансирование этой идеи может не хватить.

Если точнее, то правительство опасается, что может «не потянуть» так называемые межтарифные соотношения. Речь идет о разнице между зарплатой уборщицы и начальника в различных бюджетных учреждениях. После повышения минимальной зарплаты (той, которую уборщица получает), она еще более критично приблизится к размеру оклада специалиста. А ведь и без того на финансирование социальной статьи расходов в бюджете-2004 года уйдет не менее 52% денег. Аргументы Кабмина выглядели бы вполне логичными, если бы не «уровень минимальности» зарплаты, которая с таким пафосом обсуждается на самом высоком уровне. Причем это касается и правительственного, и парламентского вариантов.

Официальный размер прожиточного минимума в стране сегодня составляет 365 гривен. Это означает, что человек, получающий на руки меньшую сумму, просто физиологически не способен прожить без помощи со стороны. В Министерстве социальной политики даже специальный департамент есть, который ежемесячно рассчитывает, сколько макарон и мяса желательно съесть украинцу, чтобы поддержать жизнь в теле. Потратив чуть больше червонца в день, человек в нашей стране все же может надеяться не умереть. На этом фоне споры чиновников высшего ранга о том, должен зарплатный минимум составлять 205 или 237 гривен, выглядят издевательски. Ведь очевидно: если государство не в состоянии собрать налоги, чтобы обеспечить всем гражданам хотя бы физическое выживание, оно не имеет права существовать.

Уровень «политической» дискуссии о размере минимальной зарплаты, вернее, флегматичность ее участников, говорит о нравах, которые царят сейчас в столичных политических кругах. Рост доходов населения и вывод страны из числа беднейших в Европе не являются главным приоритетом. Лучшие аналитики страны исследуют, как выгоднее всего приватизировать «Криворожсталь» и «Укртатнафту», причем делают это по заказу частных структур, близких тем же депутатам и министрам. Кошельки госчиновников избавили их от стыда за свою страну во время посещений Евросоюза или США. И поэтому, вернувшись домой, они все чаще предпочитают смотреть на Украину статистически, не задумываясь, как человек может выжить на 205 гривен, и спасет ли его подачка в размере еще 25-ти.

Политический класс страны перестал быть ее частью, и в этом, похоже, главная проблема политической дискуссии, которая сейчас развернулась вокруг уровня минимальной зарплаты. Огромное количество ошибок, допущенных парламентом и правительством за последние годы, привело к тому, что в Украине практически весь частный бизнес не платит налоги. Представители этого бизнеса после прихода в Верховную Раду и Кабмин не нашли в себе смелости радикально снизить налоговые ставки, чтобы вывести экономику из тени и увеличить доходы госбюджета. Оказалось, что бизнесмены, пришедшие в политику, уже привыкли работать в оффшорных зонах.

На этом фоне нелепо выглядят попытки тех, кто выступает за зарплатный минимум в 237 гривен, показать себя героями в битве с теми, кто в силу приверженности бюджетной математике настаивают на 205-ти. С приближением президентских выборов наверняка такие «битвы» будут организовываться все чаще. Огромный пласт проблем, который привел страну к унизительной дискуссии «205 против 237», требует от министров и депутатов отложить в сторону все остальные политические развлечения, провести качественный анализ ситуации и выработать план выхода из кризиса. Хотя, судя по всему, правительство и парламент уверены, что кризиса уже давно нет.

Сергей СЫРОВАТКА, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ