«Это все «мои детки» — сегодня их где-то более двух тысяч, я их очень люблю, — говорит И. Марчук о своих картинах. На выставке представлено около трехсот экспонатов, но среди них есть все, что отражает разных «Марчуков». А всего этих «Марчуков», как утверждает автор, девять: «Голос моей души», «Пейзаж», «Цветение», «Портрет», «Цветные прелюдии», «Белая планета-1», «Белая планета-2», «Новые экспрессии», «Выходили мечты из берегов». Каждый из «Марчуков» — это своя технология, свое стилистическое направление, неистовство, взрыв, ненасытность в цвете и формах, даже попытка вступить в конкуренцию с природой (в цикле «Выходили мечты из берегов»).Кстати, «окрыляет всех Марчуков» украинский пейзаж: «Жить в Украине, в таком живописном рае, и не быть пейзажистом невозможно», — утверждает автор.
Глубокая идентификация этого «национального достояния», как назвал художника тележурналист Юрий Макаров, с Украиной имеет долгую и глубокую историю, более глубокую, чем просто на уровне пейзажей.
Как вспомнил поэт Дмитрий Павлычко, когда в 80-х годах прошлого века в Союзе писателей он организовал первую выставку Ивана Марчука, его (Павлычко) вызвали в ЦК и приказали: снять картины. Потому что фигура Ивана Степановича для отечественной культуры и власти была неприемлема. Ведь в ней всегда существовала нетрадиционная, художническая и вместе с тем философская непримиримость. Примечательно, что первая персональная выставка Марчука состоялась в Москве, в 79-м. Это показательно для того времени. Когда говорили: если в Москве стригут ногти, то в Киеве рубят пальцы. И многие украинские вольнодумцы пытались, что называется, спрятаться под фонарем. Тем самым был дан «зеленый свет» и дома. В биографии художника — много выставок, правда, не в самых больших и престижных залах. Что не мешало растущей популярности: работы Ивана Марчука можно найти во многих частных коллекциях. Затем художник жил и выставлялся преимущественно за рубежом. Можно сказать, новое знакомство с Иваном Марчуком произошло в 2000 году — в Национальном художественном музее Украины при поддержке Евгения Марчука и Александра Омельченко состоялась его ретроспективная выставка, открывшая художника подросшему поколению ценителей искусства. Был издан каталог. И вот 18 апреля 2005 года Президент Украины подписал распоряжение, в котором поручил поддержать инициативу творческой общественности в отношении создания в Киеве на Андреевском спуске Культурного центра «Музей художника Ивана Марчука».
О феноменальности фигуры Марчука заставляет говорить еще один факт: этот человек наделен художественной интуицией. Судите сами: в переломный для всех нас 1986-й, чернобыльский, год — когда огромная беда пробудила дух сопротивления власти, не защитившей свой народ от собственноручно созданного монстра, — за две недели до взрыва на реакторе, художник рисует первые работы цикла «Чернобыль-86» — триптих «Монолог». Нарисованные люди утратили почву под ногами, повисли в воздухе, словно обрезанные, и абсолютно вселенская скорбь! Кстати, как сознался корреспонденту «Дня» Иван Марчук, явление художественной интуиции у него не одноразовое: «В 2003 году я нарисовал портрет Ющенко на фоне оранжевой революции. В альбоме он есть: там оранжевая революция развевается, развевается... « Руководствуясь той же интуицией и верой в себя, Иван Марчук пообещал рождение новых «Марчуков», что очень порадовало всех гостей выставки.
Жаль только, что хорошо задуманное дело так же хорошо и достойно не было доведено до конца. Вернисаж получился несколько «расфокусированным», поскольку все присутствующие, включая виновника торжества, не один час прождали приглашенных высоких гостей. Не лучшая и не очень культурная складывается традиция. Но мы о высоком. Главное, что выставка открылась. Она продлится до 3 августа.
ВПЕЧАТЛЕНИЯ
Сергей ПОЯРКОВ, художник:
— Марчук — роскошный художник. В моем понимании современное украинское искусство — это сначала — Иван Марчук, а потом все мы, более мелкие художники. Он всегда и во всем интересен. Редко какой художник заслуживает того, чтобы его работы были интересны для других коллег по цеху.
Оксана БИЛОЗИР, министр культуры и туризма:
— Мы увидели свое прошлое, настоящее и будущее. Правду говорят, что нет загадки таланта, а Иван Марчук, бесспорно, грандиозный талант: есть загадка любви — любви к своему народу, к труду, любви к Богу, к земле.