Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Административная реформа: чиновников сократили. Точка

16 марта, 2000 - 00:00

«Сегодня мы не можем говорить, что количество украинских чиновников превышает мировые стандарты», — сказал первый вице- премьер-министр Украины Юрий Ехануров во время круглого стола «Административная реформа в Украине», который проводила Украинская образовательная программа рыночных реформ. Его лично в этом убедили выкладки экспертов Мирового банка, в которых говорится, что в Украине чиновников из расчета, так сказать, на душу населения, «значительно меньше, чем в других странах». Сокращение численности чиновников состоялось везде, но уже по ходу действия в некоторых министерствах и ведомствах приходилось уменьшать запланированные цифры сокращений, поскольку, по словам Ю.Еханурова, с начальными показателями «перестарались».

Похоже, что подведена своеобразная черта под этапом административной реформы, касающимся ограничения количества аппарата центральных органов власти, осталось говорить об эффективных методах и структуре управления. А поскольку именно до такого этапа подобные реформаторские акции доходят периодически, появилась народная примета: каждое сокращение аппарата заканчивается его увеличением. Хочется верить, что не этой логикой объясняется инициатива того же первого вице-премьера, по которой в каждом министерстве создаются подразделения стратегического планирования, а у министров появятся два новых заместителя: один для работы с парламентом (в качестве своеобразного политрука — ?), второй — с аппаратом.

Понятно, что вульгарно воспринимать смысл административной реформы только как сокращение штатов, даже, если именно этим все и ограничится. Ключом к оптимизации государственного управления должен стать Закон «О Кабинете Министров». Трехлетняя история не достигнутых компромиссов освежает процесс его ввода в действие. Сегодня даже специалисты, помнящие первую написанную в этом законе букву, не понимают, куда делся уже принятый Верховной Радой закон и отозванные по неизвестной процедуре замечания Президента, которыми сопровождалось президентское вето. Но поиски уже неактуальны, так как в понедельник Президент Украины Леонид Кучма внес на рассмотрение Верховной Рады проект закона «О Кабинете Министров Украины», доработанный при участии правительства, в котором учтено проведение административной реформы.

Народный депутат Игорь Колиушко, давнишний оппонент правительственной концепции и один из разработчиков того самого закона, чьи следы затерялись в анналах истории, считает, что сейчас в парламент поступил совсем новый проект:

— Он содержит ряд нюансов и компромиссов между позициями, но основные спорные вопросы из проекта изъяты. А без этого закон не решит поставленных перед ним задач и не станет правовым фундаментом дальнейшей административной реформы. Его принятие позволит ничего не менять по существу, и при этом отрапортовать перед МВФ, который требует введения в действие Закона «О Кабинете Министров». Но МВФ имеет в виду закон, раньше принятый парламентом, а ему хотят предъявить переписанный и впопыхах принятый закон. А это же другой закон!

Административной реформе в Украине не суждено состояться, как шутят кавээновцы, быстро и один раз, поскольку она в самых своих началах — в вопросах статуса и формирования правительства, получения им полномочий — содержит в себе принципиальный конфликт полномочий, решить который Кабмин хочет, но не может, а Банковая может, но не хочет. Очевидно, из-за того, что эта проблема скрыта за фасадом административной реформы, собственно реформа представляется непоследовательной. Игорь Колиушко считает, что начинать надо было с закона о Кабинете Министров и других центральных органах, с нового закона о государственной службе, после чего определять функциональную нагрузку тех или иных органов, корректировать их численность и финансовое обеспечение. На практике получилось наоборот. Сначала устанавливаются ограничения по численности аппаратов министерств, по их финансовому обеспечению, после чего определяется, что теперь эти чиновники могут делать, и только потом делается попытка принять закон, учитывающий существующие реалии.

Административная реформа сейчас продвигается методом проб и ошибок. При этом отдельная благодарность МВФ, который инициирует колоссальные сдвиги. После них наши чиновники остаются в определенной растерянности: как с этими колоссальными сдвигами жить ежедневно, что делать дальше и когда, наконец, после какого такого чуда количество сокращенного аппарата преобразуется в качественную структуру государственного управления. Но рецепты МВФ не настолько подробны. И получается, что в очередной раз у нашей административной реформы есть начало. Но никто не знает, каким будет ее конец.

Ирина ЧЕМЕРИС
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ