Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Александр Вертинский до Киева «довел»

7 ноября, 2000 - 00:00

Песни Вертинского пронизывают весь ХХ век. При всей их
кажущейся легкости, не многие артисты, которые брались исполнять их, могут
похвастаться творческими победами. Насколько сегодня романсы русского шансонье,
родившегося в Киеве, здесь же начавшего выступать, а сделавшего свое имя
в дореволюционной Москве и получивший фантастическую популярность в эмиграции,
созвучны нашему времени? Судя по теплому приему собравшейся публики, интерпретации
О. Дзюбы многим понравились. А может, зрители просто соскучились по тонким
и экзотическим романсам, делающим нашу обыденную жизнь изысканной и элегантной?

Название программы — «Киев — Родина нежная» выбрано неслучайно:
так называется знаменитое стихотворение Александра Николаевича, написанное
им после почти 25-летнего скитания за границей. Для Вертинского слова «Родина»
и «Киев» были наполнены трепетом. Это очаг, где он, поблуждав по свету,
отогревался душой: «Я готов целовать твои улицы, прижиматься к твоим площадям».

Еще живы зрители — свидетели триумфального киевского выступления
Вертинского в 1956 году. Сохранились записи и пленки, дающие возможность
представить, как работал на сцене Александр Николаевич. Его неповторимый
шарм аристократа, его легкую картавость, знаменитый полет рук, дополняющий
каждое слово... На его концертах публика доходила до экстаза. Ладно, впечатлительные
дамочки падали в обморок, но ведь и мужчин мастер буквально доводил до
слез.

Поэтому вокалисту, рискнувшему петь новеллы Вертинского,
нужно обладать определенной дерзостью. Есть два пути: менее благодарный
— копировать манеру своего кумира, второй — попытаться найти собственный
стиль. Олег Дзюба попытался избежать крайностей. Он не искажает мелодию
новомодными аранжировками, когда первоисточник невозможно узнать, а поет
так, как сочинил автор, но при этом — со своими интонациями.

Несомненной удачей вечера стали литературные вставки, когда
Н. Антонова, предваряя исполнение романса, знакомила слушателей с подробностями
жизни автора и создания того или иного произведения. Следует отметить,
как тонко расставлял музыкальные акценты А. Скляров. Кстати, работая над
песней «В степи молдаванской», пианисту пришлось буквально реставрировать
мелодию, так как из нот существовала лишь одна строка и только записи на
пластинках.

В двухчасовой программе прозвучали знаменитые «Ваши пальцы
пахнут ладаном» и «Лиловый негр», которые «грустный Пьеро» когда-то посвятил
актрисе немого кино Вере Холодной, песня, принесшая небывалый успех ее
автору — «То, что я должен сказать» (история ее написания связана с Киевом,
когда безусых юнкеров послали на верную смерть), также популярные — «Мадам,
уже падают листья», «Прощальный ужин» и, конечно же, супершлягеры Вертинского
«Танго магнолия», «Чужие города», «Доченьки» и «Эй, друг гитара».

По словам артиста, к этому концерту он готовился пять лет.
Однажды на гастролях в Польше к Олегу после выступления подошли музыканты
и подарили сборник, песен Александра Николаевича. Они попросили к следующему
его приезду подготовить романс «Пани Ирэна», считая, что у Дзюбы должно
получиться. Листая сборник, певец заинтересовался и другими произведениями.
Именно с того момента он буквально влюбился в романсы Вертинского и постепенно
стал их исполнять. Репертуар Олега Дзюбы разнообразен. У него четыре сольных
программы. Кроме старинных и современных русских романсов он поет произведения
украинских композиторов. Утверждает, что выбирает тонкую, ажурную музыку.
«Я представитель украинской вокальной школы, — подчеркивает артист. — Окончил
Киевский институт культуры, затем Харьковский институт искусств». В течение
десяти лет Олег сочетает выступления в Украине и России с работой по контракту
за рубежом. Он пел в Бельгии, Германии, Франции, США и Югославии. И вот,
наконец, — дебют в Киеве.

Татьяна ПОЛИЩУК, «День»  ФОТО СЕРГЕЯ ЦЫГАНКОВА / «День»  ОЛЕГ ДЗЮБА ЧУВСТВОВАЛ СЕБЯ НАСТОЯЩИМ ИМЕНИННИКОМ. ВО-ПЕРВЫХ, 3 НОЯБРЯ У НЕГО ДЕЙСТВИТЕЛЬНО БЫЛ ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ, А ВО-ВТОРЫХ, УДАЧНО ДЕБЮТИРОВАЛ НА СТОЛИЧНОЙ СЦЕНЕ 
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ