В течение следующего месяца жителям Турции, Грузии, Армении, Азербайджана и Ирака двое львовских путешественников активно будут рассказывать об Украине и Львове. Журналист и культуролог Андрей Мочурад и психолог Павел Лозинский в субботу отправились в экспедицию «Ветер на Восток», в рамках которой путешественники провезут украинский флаг по туристическим и экзотическим районам этих стран, а также попытаются поднять наш флаг на вершине горы Арарат. Еще один этап этого проекта уже сейчас реализуют двое других путешественников — Владимир Гринюк и Андрей Даниловский, которые находятся в странах юго-восточной Африки. Эта экспедиция — не только попытка познакомить жителей Ближнего Востока со своим городом и страной, но и покачнуть моду украинцев путешествовать в основном на Запад. О своих приключениях и собранной культурологической информации они будут сообщать на страницах «Дня». В день вылета экспедиции мы общались о деталях путешествия и особенностях туристического бизнеса в Украине с координатором проекта Андреем МОЧУРАДОМ.
— Откуда идея проекта «Ветер на Восток»?
— Мы выбирали регионы либо вовсе не туристические, либо такие, о которых мало информации. Да, Турция — туристическая страна, но лишь небольшая часть ее западного побережья — с гостиницами «all inclusive». Часто туристы не выезжают за пределы гостиницы и не видят настоящую страну, которая начинается через 20—30 километров. Многие ли украинцы знают, что такое Курдистан? Многие ли слышали о таком довольно популярном районе, как Каппадокия, так называемый сад каменных грибов, где за породами, чем-то похожими на грибы, прячутся исторические памятники, например, XIII века. Ту же гору Арарат знают все. И если спросить, где она расположена — большинство ответит: в Армении, потому что есть хорошо известный армянский коньяк с таким же названием. На самом деле гора на территории Турции.
— А чем вас привлекает Ближний Восток?
— На Ближнем Востоке образ мышления настолько отличается, что ты начинаешь задумываться: а кем, собственно, являешься ты сам? Это другой мир даже для людей, уже имеющих туристический опыт.
— В соответствии с данными социологов, 70% украинцев не выезжали за пределы своей области, поэтому для них и Западная Европа — большое открытие. Как лучше всего пропагандировать путешествия среди украинцев?
— Прежде всего, у нас очень низкая мобильность. И вопрос не в средствах. Я, в частности, даю консультации, как можно попутешествовать недорого в Европу и в целом отправиться в странствования. Люди не верят, что в Норвегию или Данию можно доехать за сумму, которую обычно тратят на путешествие в Польшу. Если не пользоваться услугами туристических компаний — можно организовать дешевые путешествия. И вторая проблема как раз связана с туристическими компаниями. Когда мы искали спонсоров от туристических фирм для нашего проекта, подход работников этой сферы был ужасно непрофессиональным. Они говорили, что проект неинтересный, ведь кто из Африки приедет во Львов на экскурсию? У нас есть совдеповская фикция, где совершенно не понимают, что такое туризм, делают «пластиковые» туры и продают их обывателям, которые радуются даже этому. Железный занавес никуда не исчез — он остался в ментальности. До сих пор есть множество стереотипов, что путешествовать дорого, сложно и опасно.
— Какими должны быть настоящие путешествия и что человек может получить от них?
— Тот, кто видел только одну страну, читал только одну страницу из всей книги. Путешествия — это саморазвитие, безумный темп. Какими должны быть настоящие путешествия? У меня есть коллеги, которые совершают так называемые корпоративные туры. Например, для медиков. Им, с одной стороны, есть о чем поговорить, с другой — кроме посещений интересных мест, могут заехать в клиники и посмотреть, как за рубежом лечат некоторые заболевания. Во Львове, например, такие вещи развиты в рамках религиозного туризма, то есть паломничества. Самостоятельные путешествия — не для того, чтобы во время путешествия общаться со своими соотечественниками. В поездке ты каждую минуту коммуницируешь с другой средой. Разумеется, для этого нужны психологическая готовность и языковая практика.
— Вы анонсируете проект также как промоцию Львова. Каким образом собираетесь это делать?
— Мы, кроме того, что будем носить с собой символ Львова, будем пытаться контактировать со средой тех стран. В Ираке у нас есть предварительная договоренность о встрече с союзом писателей. В Турции будем контактировать с этническими сообществами. Имеется огромная проблема барьеров коммуникации, поскольку мы не могли за несколько недель выучить курдские диалекты. В любом случае будем пытаться делать культурный срез и постоянно себя презентовать. Не в качестве журналистов, а в качестве путешественников, участников украинского проекта.