Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Бешеные псы

31 августа, 2009 - 19:01
ПОСТЕР ФИЛЬМА

Каждого фильма Тарантино ждут. Каждый фильм Тарантино вызывает ажиотаж. Каждый фильм Тарантино охотно критикуют со всех сторон. И начинают ждать нового. То же самое происходит вокруг «Бесславных ублюдков». Главным образом режиссера упрекают в утрате легкости в построении диалогов, рыхлом сюжете, недостаточной остроте действия, самоповторах. Это в «Ублюдках» есть. Но, во-первых, явно не в катастрофическом количестве. Во-вторых, преимуществ намного больше.

История уже известна всем. В оккупированную Францию забрасывают отряд командос-евреев, тех самых «ублюдков». Задание у них одно: убивать нацистов. Командир отряда, лейтенант Альдо Рейн (Бред Питт), так и приказывает подчиненным: каждый должен принести по сто скальпов. Параллельно — ни разу не пересекаясь с основным сюжетом — развивается линия еврейки Шошанны (Мелани Лоран), чью семью — всю — фашисты расстреляли. Связывает главных героев личность некоего полковника Ганса Ланды (Кристоф Вальц), за смекалку и чутье получившего прозвище Охотника за евреями. В первом эпизоде (картина делится на семь глав) по его приказу уничтожают семью Шошанны, а где-то с середины фильма именно он идет по следам «ублюдков».

Вообще «Ублюдки» — это история мести, причем мести глобальной, мести в квадрате. Альдо с компанией и Шошанна — словно две ладони высшего гнева, которые в конечном итоге должны сойтись в мертвой хватке и раздавить Третий Рейх. Но Тарантино всегда стремится в равной степени порадовать как синефилов, так и массового зрителя; должна быть интересной не только история, но и способ ее воплощения. И вот с этой точки зрения, создается впечатление, что те, кто ставит фильму в упрек вялость сюжета и другие недочеты, либо недосмотрели его, либо смотрели невнимательно.

Обещанных приключений «ублюдков» в фильме относительно немного. Но саспенс — кинематографическое напряжение — периодически достигает такой силы, что захватывает дух. Заявляя определенную ситуацию как нейтральную или даже как комическую, режиссер постепенно наращивает давление — и делает это вплоть до эффектного, кровавого завершения эпизода настолько умело, что на недостатки диалогов или актерской работы просто не обращаешь внимания. Впрочем, с исполнителями Тарантино ошибается нечасто. Почти все на своих местах. Питту выпала непривычная для него партия немного шаржированного мачо-убийцы, и в рамках этого шаржа он вполне органичен. Неожиданно хорош Тиль Швайгер в пронизанной черным юмором роли серийного убийцы гестаповских офицеров. Отдельно стоит отметить, что Гитлера играет лучший на сегодня театральный актер Германии, а, возможно, и Европы — Мартин Вуттке. Удались работы у актрис — Дайаны Крюгер (немецкая кинозвезда Бригит фон Хаммерсмарк) и особенно Мелани Лоран (Шошанна). И, конечно, абсолютно заслуженно получил награду на каннском фестивале Кристоф Вальц: его Ланда — настоящий трикстер, мастер уловок, демонический паяц в мундире. Все кадры с участием Вальца — это его фактический бенефис, рядом с ним сложно заметить еще кого-либо. И вообще весь актерский ансамбль лицедействует в свое удовольствие: режиссер дает им поиграть, проявить себя.

Если же говорить о визуальной стороне, то и здесь ироничный фильммейкер верен себе: «Ублюдки» — это просто роскошная коллекция кинематографических штампов, прежде всего — батального жанра. Прошелся режиссер-озорник и по классическим боевикам, где кучка смельчаков истребляет целые дивизии, и по артхаусным драмам наподобие фассбиндеровской «Лили Марлен», и по наци-пропагандистской продукции в стиле Лени Рифеншталь; не забыл добавить потоков крови из ужасов категории «Б» и позаимствованной из вестернов лихости, подчеркнув это соответствующей музыкой Морриконе. Есть кадры головокружительно красивые: например, Лоран-Шошанна в решающий вечер стоит в красном платье у окна, за которым развевается нацистский штандарт — настоящий ангел кровожадности. Не обойти многочисленные рассыпанные по фильму киноманские блестки: один из диверсантов — кинокритик, агент разведки — немецкая кинозвезда, офицер-гестаповец играет в «угадайку» с надписью «Кинг-Конг» на лбу, Шошанна, неизвестно как сумевшая убежать в Париж, становится владелицей-хозяйкой кинотеатра, за ней ухаживает немецкий снайпер, ставший известным, сыграв на экране самого себя, наконец, в том же кинотеатре наступает развязка всего фильма.

Возможно, критики намеренно игнорируют эту сцену воистину грандиозной резни нацистов. Такого разрушительного и эффектного зрелища не приходилось видеть давно: все не просто горит и взрывается, а очень красиво горит и взрывается, а над этим адом заходится от хохота огромное лицо мстительницы Шошанны, спроектированное с киноаппарата прямо на дымовое облако — более мощный образ возмездия в фильмах о Второй мировой и не вспомнить.

А самый иронический жест режиссера — это, собственно, сама история «Ублюдков», в ней он переписывает историю мировую, то есть финал Второй мировой войны. И в рамках предложенной им игры это абсолютно логичный ход: сигнал, что все увиденное — всего лишь кино, даже кино о кино, в том числе о том кино, в котором с реальностью, как правило, также очень мало общего. Тарантино делает последний шаг: откровенно и элегантно обрубает любые связи с так называемой объективной действительностью. Создает военный фильм, который — как раз благодаря своей подчеркнутой фиктивности — рано или поздно, полагаю, будет признан хрестоматийным.

«Это мой шедевр», — говорит в последнем кадре Тарантино устами Питта-Альдо, вырезавшего последнюю свастику на лбу последнего нациста. И я с ним согласен.

Дмитрий ДЕСЯТЕРИК, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ