Пресс-центр «Украинский час» еще, по-видимому, не знал такого благостного единодушия между контролируемым предприятием и контролирующим его государственным органом. В пятницу оно было продемонстрировано здесь по поводу трехлетнего юбилея работы Тюменской нефтяной компании (ТНК) на украинском рынке. Заместитель председателя Фонда госимущества Украины Дмитрий Парфененко с блеском сыграл роль «юбилейного генерала». Он первым не то что проинформировал, а буквально воспел блестящие достижения российских нефтяников, приватизировавших украинский нефтеперерабатывающий гигант «ЛиНОС». По словам Парфененко, это является «примером удачной приватизации украинского предприятия». «Зафиксировано выполнение всех взятых на себя договорных обязательств», — продолжал замглавы ФГИУ. Россиянам действительно есть чем гордиться. Разрушавшийся еще недавно завод работает, сеть заправок подбирается к заветной тысяче, а доля рынка — к 27%. Не оспаривая бизнес-достижений ТНК, стоит поставить вопрос: что может и чего не может говорить госслужащий, если речь идет о частной компании? Как быть с чувством меры?
Продолжая, нужно сказать и о нефтепроводе Одесса—Броды, к которому ТНК небезуспешно подбирается. Тем более, что вместе с ней бизнес в Украине договорилась вести старшая нефтяная «сестра» — Бритиш Петролеум (ВР). ТНК, как известно, предлагает повернуть эту пока не состоявшуюся украинскую нефтяную реку вспять и качать не каспийскую нефть в Европу, а российскую на Черное море, т.е. в Одессу. Украина тут занимает странную позицию, словно бы отражающую борьбу крупнейших финансовых группировок, в том числе лоббистских интересов российского капитала. С одной стороны, она провела уже три презентации своего нефтетранспортного детища (в Киеве, Брюсселе и Гданске), где всячески доказывала перспективность продолжения проекта Одесса—Броды до Плоцка и Гданска с выходом даже на северонемецкий Вильгельмсхаффен. В Брюсселе этот проект был поддержан ЕС и стал одним из его приоритетов. В Гданске на него стали гораздо лучше реагировать поляки, хотя по-прежнему задавали много вопросов. Но вот в нынешнюю среду, не без настойчивого промоушена со стороны ТНК, правительство Украины взяло полугодовой тайм-аут. Решено, как и предлагала раньше эта компания, привлечь на тендере независимого эксперта для оценки перспектив реверсной работы нефтепровода для прокачки российской нефти в Одессу. Министр топлива и энергетики Сергей Ермилов, вернувшийся накануне из Польши, где был подписан договор о намерениях в отношении маршрута Одесса—Броды— Гданск, как говорят, после заседания Кабмина «был без лица». Тем не менее, он уточнил, что для организации реверсной работы нужны капитальные вложения в размере около 500 млн. грн. и разъяснил, что правительство привлекает эксперта для того, чтобы получить независимую оценку реверсного варианта работы, как это было сделано (в течении двух лет) для варианта прямой работы нефтепровода «Одесса—Броды». Тут уместно привести также и слова Президента Украины Леонида Кучмы, который напутствовал наше правительство в этом вопросе: «Кабинет Министров должен принять решение с точки зрения национальных интересов Украины». Речь, по-видимому, идет о всестороннем учете всех экономических и политических обстоятельств. Относятся ли к ним также и итоги состоявшегося в четверг пятого заседания совместной межгосударственной украинско- казахстанской комиссии по экономическому сотрудничеству? «Стороны заинтересованы в развитии и сотрудничестве в эксплуатации нефтепровода Одесса— Броды и выражают заинтересованность в участии казахстанской стороны в качестве инвестора в строительство нефтепровода Броды—Плоцк», — процитировал министр итоговое решение комиссии.
Тем временем президент украинской «дочки» ТНК А.Городецкий, отвечая на вопрос «Дня» о том, готова ли его компания финансировать капитальные вложения, необходимые для реверса, от прямого ответа уклонился, подтвердив лишь известное и раньше предложение о выделении технологической нефти для заполнения нефтепровода. «Приятно отметить лишь то, что ВР или ТНК с этим проектом были услышаны», — сказал Городецкий.
Между тем эксперты «Укртранснафты» о приятном не говорят. По их мнению, нефтепровод нужен ТНК не для того, чтобы поставлять по нему нефть, а исключительно для того, чтобы каспийская нефть не могла кратчайшим путем попадать в Европу. По их мнению, следующий шаг — ТНК потребует этот нефтепровод в аренду. Так как с национальными интересами?